Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО МСК "БЛ ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Служба городского хозяйства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией МКУ "Служба городского хозяйства" (далее - Конкурсная комиссия), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории муниципального образования "Города Вологда (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0830600001621000020) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно объединены в один лот закупки работы не взаимосвязанные между собой;
2. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены характеристики товара, а также неправомерно установлены требования к характеристикам товара, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя;
3. Заказчиком в Конкурсной документации к каждому типу светильников неправомерно не установлена техническая характеристика "Световой поток".
4. Заказчиком ненадлежащим образом дан ответ на запрос о даче разъяснений положений документации.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 04.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 07.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 01.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - отрытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 438 607 098,72 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджета муниципального образования "Город Вологда", КБК - 25005030701090000244;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.05.2021;
6) в соответствии с частью 16 статьи 54.4 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана одна заявка;
7) по результатам рассмотрения единственной заявки данная заявка признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
8) победителем Конкурса признано ООО "Световые Технологии Эско".
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот закупки работы, не взаимосвязанные между собой, а именно работы, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов и работы не направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" энергосбережение это реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Объектом закупки, согласно сведениям ЕИС, является выполнение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения на территории муниципального образования "Города Вологда".
Согласно техническому заданию Конкурсной документации исполнителю необходимо выполнить такие работы, как установка 407 дополнительных светодиодных светильников и проведение обследования (инвентаризации) объекта.
Вместе с тем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что установка 407 дополнительных светодиодных светильников, а также проведение обследования (инвентаризации) объекта относятся к работам по комплексу мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов наружного освещения, а также что указанные работы функционально и технически связаны между собой.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки вышеуказанных работ, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены характеристики товара, а также неправомерно установлены требования к характеристикам товара, совокупности которых соответствует продукция единственного производителя.
Приложением N 1 к техническому заданию Конкурсной документации установлены технические характеристики к светильникам консольным утилитарного наружного освещения типов 1-8, например, номинальная мощность, габаритные размеры, масса и т.д.
На заседании Комиссии представителями Заявителя представлена сравнительная характеристика типов светильника консольного утилитарного наружного освещения от производителей: "Ledel", "Pandora", "GALAD" и другие.
При этом согласно пояснениям представителей Заявителя, ни один из вышеуказанных светильников консольного утилитарного наружного освещения не отвечает совокупности требованиям, установленным в техническом задании Конкурсной документации и имеет хотя бы одну отличную характеристику.
Вместе с тем светильник консольный утилитарного наружного освещения серии CORVETTE единственного производителя ООО "МГК "Световые технологии" полностью отвечает требованиям Конкурсной документации.
Кроме того, представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности установления вышеуказанных требований к участникам закупки в Конкурсной документации, а также что совокупности указанных требований к характеристикам оборудования соответствует иное оборудование, кроме как комплексы серии CORVETTE единственного производителя ООО "МГК "Световые технологии".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации к каждому типу светильников неправомерно не установлена техническая характеристика "Световой поток".
На заседании Комиссии установлено, что не установление вышеуказанной технической характеристики не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, а также не приводит к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом дан ответ на запрос разъяснения положений Конкурсной документации.
В соответствии с частью 8 статьи 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчику направлен запрос о даче разъяснений положений Конкурсной документации. При этом Заказчиком 28.04.2021 опубликовано разъяснение положений Конкурсной документации от 28.04.2021 N 2, которое не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, изложенного в жалобе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Подпунктом "б" пункта 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно Конкурсной документации критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий) содержит показатель "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель), в рамках которого оценке подлежат опыт участника закупки по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Учитываются энергосервисные контракты (договоры), предметом которых являются работы (услуги) по осуществлению действий (мероприятий), направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов (электрической энергии) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения Заказчика, а также контракты (договоры), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования для уличного освещения, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе и/или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" за период в течение 6 (шести) лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе, со всеми приложениями, с актами о приемке заказчиком выполненных энергоэффективных (энергосберегающих) мероприятий и актами определения достигнутой доли экономии энергетического ресурса (электрической энергии), при этом цена каждого контракта и/или договора не менее 219 303 549,36 рублей.
Энергосервисные контракты (договоры) и контракты (договоры), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования для уличного освещения должны быть действующими либо исполненными надлежащим образом (без применения к такому участнику закупки неустоек (штрафов, пеней)) на дату подачи заявки на участие в конкурсе.
Изучив указанный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление в порядке оценки Конкурсной документации по Показателю Критерия условия о том, что копии контрактов, применяемых к оценке, должны быть с ценой не менее 219 303 549,36 рублей без применения неустоек (штрафов, пеней) при эксплуатации объектов наружного (уличного) освещения Заказчика неправомерно, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что по Показателю Критерия принимаются к оценке контракты (договоры), энергосервисные контракты (договоры) и контракты (договоры), связанные с поставкой и монтажом осветительного оборудования для уличного освещения, действующими на дату подачи заявки на участие в Конкурсе, что не соответствует положениям пункта 27 Правил.
Также Конкурсной документацией предусмотрен порядок начисления баллов по Показателю Критерия. Так, к примеру, при предоставлении трех контрактов (договоров) присваивается 75 баллов, при предоставлении четырех и более контрактов (договоров) присваивается 100 баллов.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателям Критерия не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между присваиваемыми баллами и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Пунктом 17 требований к условиям энергосервисного договора, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" (далее - Постановление N 636) установлены дополнительные меры ответственности сторон.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте государственного контракта Конкурсной документации отсутствуют условия, предусмотренные пунктом 17 Постановления N 636.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 17 Постановления N 636 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО МСК "БЛ ГРУПП" обоснованной в части пунктов 1, 2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пункта 17 Постановления N 636.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 07.06.2021 по делу N 21/44/105/904 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 июня 2021 г. N 21/44/105/904
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021