Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Фирма "Гера" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии
ФКУ УПРДОР "Россия" (далее - Конкурсная комиссия) при проведении
ФКУ УПРДОР "Россия" (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией,ЭТП "Национальная электронная площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на капитальный ремонт автомобильной дороги М-10 "Россия" Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург на участке км 271+000 - км 292+000, Тверская область. II этап км 281+500 - км 292+000 (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0336100012521000029) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014
N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссией при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены Конкурсной комиссией, неправомерно осуществившей оценку вторых частей заявок ООО "Наследие", ООО "Рус-Строй", ООО "Транспортная Компания "Руслан-1", ООО "Дорожное управление Гражданстрой" по показателю "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) (далее - контракты)" (далее - Показатель N 1) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 1).
На заседании Комиссии представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 07.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.03.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 315 931 821 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе
- 24.05.2021;
4) на участие в Конкурсе подано 5 заявок от участников закупки, признанных соответствующими требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе;
5) победителем Конкурса признано ООО "Наследие" с предложением о цене контракта 1 310 931 821 рублей.
Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки участников Конкурса по Показателю N 1
Критерия N 1.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 31.05.2021 N ППИ(029) по Показателю N 1 Критерия N 1 участникам Конкурса присвоено следующее количество баллов: ООО "Наследие" - 40; ООО "Рус-Строй" - 34,11; ООО "Транспортная Компания "Руслан-1" - 5,30; ООО "Дорожное управление Гражданстрой" - 1,13.
В силу пункта 27 (2) Правил в случае осуществления закупки,по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается показатель "общая стоимость исполненных контрактов (договоров)".
Подпунктом "а" пункта 27(3) Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько видов контрактов (договоров), предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия.
Таким образом объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов) и линейные объекты капитального строительства относятся к разным видам объектов капитального строительства.
Пунктом 15.3.3 Конкурсной документации предусмотрено, что для оценки Показателя N 1 учитываются контракты, предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства: объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов); линейные объекты капитального строительства. При этом лучшим условием исполнения контракта по Показателю N 1 является наибольшая общая стоимость исполненных контрактов.
Пунктом 10 (1) статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, то есть линейного объекта. Следовательно опытом выполнения работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки, будет являться именно опыт по строительству, реконструкции линейных объектов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что ввиду установления Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, Конкурсной комиссией неправомерно проведена оценка заявок участников Конкурса по Показателю N 1 Критерия N 1.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, ненадлежащим образом применившей порядок оценки заявок участников Конкурса по Показателю N 1 Критерия N 1, нарушают часть 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, согласно Конкурсной документации Критерий N 1 содержит Показатель N 1, в рамках которого установлен следующий порядок оценки: "при оценке по Показателю N 1 учитываются исполненные не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок в настоящей закупке контракты (договоры). Копии контрактов (договоров) должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (за исключением проектной документации)".
Комиссия приходит к выводу, что требование к порядку оценки
Критерия N 1, а именно: "контракты, заключенные за последние три года" является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю N 1 Критерия N 1 нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фирма "Гера" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 08.06.2021 по делу N 21/44/105/925 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2021 г. N 21/44/105/925
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021