Решение Федеральной антимонопольной службы от 08 июня 2021 г. N 21/44/105/917
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "В.В. Эверест" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии АО "ЦЭНКИ" (далее - Единая комиссия) при проведении АО "ЦЭНКИ" (далее - Заказчик), Единой комиссией, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ на объекте "Строительство объектов комплекса хранения и выдачи топлива Т-1 и нафтила. Центр ликвидации межконтинентальных баллистических ракет, Нижегородская область" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 2073400006121000003) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, неправомерно принявшей решение о признании второй части заявки Заявителя, не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 21.05.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 121 244 743,20 рубля;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 31.05.2021;
5) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончанию срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
6) единственная заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Единой комиссией принято неправомерное решение о признании второй части заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем аукционов, дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 предусмотрено, что к участникам закупки, выполняющие работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
В подтверждение соответствия дополнительному требованию участниками закупки предоставляются:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Пунктом 17 раздела 5 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 Постановлением N 99.
Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
При этом частью 17 статьи 51 ГрК РФ установлен исчерпывающий перечень случаев при которых выдача разрешения на строительство не требуется.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 01.06.2021 N 2073400006121000003-1 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе в связи с тем, что Заявителем не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
На заседании Комиссии установлено, что Заявителем в качестве подтверждения наличия опыта выполнения работ в соответствии с Постановлением N 99 представлена копия ранее исполненного договора от 07.09.2020 N ДП-01/07 (далее - Договор), заключенного между ООО "Строительные Технологии" и Заявителем на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Строительство индивидуального жилого дома с подземной автостоянкой, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Нижегородская, владение 74" (далее - Объект).
Однако Заявителем в составе второй части заявки не представлена копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При этом, по мнению Заявителя, предоставление разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не требуется в силу положения ГрК РФ.
Вместе с тем согласно информации, размещенной на официальном сайте, Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Объекту, присвоен кадастровый номер 77:04:0001020:25.
При этом на заседание Комиссии представители Заказчика представили копию разрешения на строительство от 02.12.2019 N 77-167000-01 8589-2019 (далее - Разрешение), выданного АО "СТОА N 4" на строительство многоэтажного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземным паркингом на земельном участке с кадастровым номером 77:04:0001020:25.
Таким образом, учитывая наличия Разрешения в силу части 15 статьи 55 ГрК РФ застройщиком, а именно АО "СТОА N 4" должно быть получено разрешение на ввод в эксплуатацию, в связи с чем генеральным подрядчиком в установленном законном порядке может быть получена копия данного разрешения.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заявитель не является генеральным подрядчиком по Договору, поскольку Разрешение выдано АО "СТОА N 4", а не ООО "Строительные Технологии" с кем заключен Договор.
Таким образом, Заявителем не представлены документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Учитывая изложенное, действия Единой комиссии, принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 10 или 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе участник закупки должен быть членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (саморегулируемая организация, в которой состоит участник, а также наличие у СРО, членом которой является участник закупки, компенсационного фонда договорных обязательств).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлены требования о соответствии компенсационного фонда возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 12 раздела 5 документацией об Аукционе "Авансовый платеж - в размере до 30 % от цены Контракта выплачивается в течение 30 (тридцати) календарных дней", что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком не установлен конкретный размер аванса, что нарушает пункт 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика исполнителя), поскольку Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в Аукционе подано одна заявка, которая признана, не соответствующей требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "В.В. Эверест" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения не повлияли на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России материалы от 08.06.2021 по делу N 21/44/105/917 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2021 г. N 21/44/105/917 (ключевые темы: участники закупок - аукцион - контрактная система в сфере закупок - объекты капитального строительства - оператор электронных площадок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021