Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Фортис Консалт" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию или экономически эффективную проектную документацию повторного использования, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Капитальный ремонт автомобильной дороги А-108 "Московское большое кольцо" Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров; Симферопольско-Брестское шоссе км 11+000 - км 22+500, Московская область (лот 35) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0348100042421000031) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен размер аванса;
2. Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено условие об обязанности подрядчика предоставлять сведения о привлеченных субподрядчиках в течение 5 рабочих дней;
3. Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены сведения в отношении гарантийного срока.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 07.06.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.06.2021.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.04.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 488 321 150 рублей;
4) источник финансирования - средства федерального бюджета, КБК - 10804092420192058243;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе -10.06.2021.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен размер аванса.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
В соответствии с пунктом 5.9 проекта государственного контракта Конкурсной документации "Заказчик производит авансирование в соответствии с разделом 21 контракта Подрядчику выполняемых работ в размере 30 (тридцать) процентов от цены Контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведённых на соответствующий финансовый год по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом работ в объёме произведённого авансового платежа в соответствии с порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным Министерством финансов Российской Федерации (с ограничением общей суммы авансирования не более 70 процентов цены Контракта) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2017 года N 1496.
Авансирование производится в течение 30 рабочих дней с даты представления согласованной Заказчиком авансовой заявки, получения информации о счёте, открытом территориальному органу Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации и заключения сторонами дополнительного соглашения к Контракту о выдаче аванса и утверждении графика погашения аванса.
Авансирование выполняемых работ в последующие годы в размере, установленном законодательством Российской Федерации, Заказчик вправе осуществлять в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведённых ему на соответствующий финансовый год, после подтверждения Подрядчиком полного погашения произведённого ранее авансового платежа, при условии согласования авансовой заявки Заказчиком и заключении сторонами, соответствующего дополнительного соглашения".
Согласно пункту 5.12 проекта государственного контракта Конкурсной документации "По письменному согласованию Сторон, оформляемому в форме дополнительного соглашения к Контракту, выданный Подрядчику аванс может быть единовременно в полном объёме зачтён Сторонами в счёт оплаты работ, выполненных и принятых Заказчиком в порядке, установленном настоящем Контрактом. В этом случае последующее авансирование подлежащих выполнению работ по Контракту может быть осуществлено в порядке, определённом в пунктах 5.9-5.11 контракта".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено условие об обязанности подрядчика согласовывать с Заказчиком сумму последующего аванса, подлежащего оплате подрядчику после подтверждения выполнения работ, предусмотренных государственным контрактом Конкурсной документации в объёме произведённого авансового платежа, а также не установлен конкретный размер последующего аванса, подлежащего выплате подрядчику.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлено условие об обязанности подрядчика предоставлять Заказчику сведения о привлеченных субподрядчиках в течение 5 рабочих дней.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации подрядчик информирует в письменном виде Заказчика о привлекаемых субподрядных организациях после подписания договора субподряда в течение 5 рабочих дней.
Вместе с тем согласно пункту 9.3 проекта государственного контракта Конкурсной документации в случае привлечения к исполнению государственного контракта Конкурсной документации субподрядчиков подрядчик в предусмотренных государственным контрактом случаях обязан направить Заказчику одновременно с уведомлением о каждом заключенном договоре информацию о порученных субподрядчику работах.
Кроме того, пунктом 9.5 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что подрядчик в предусмотренных государственным контрактом Конкурсной документации случаях информирует Заказчика о заключении договора субподряда за 5 дней до начала производства работ, передаваемых на субподряд.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно сокращен срок предоставления Заказчику подрядчиком информации о привлеченных субподрядчиках к исполнению государственного контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, Заказчиком в Конкурсной документации установлены противоречивые сведения в отношении срока предоставления подрядчиком Заказчику информации о привлеченных субподрядчиках к исполнению государственного контракта, в связи с чем потенциальным участникам закупки не предоставляется возможным однозначно определить срок предоставления подрядчиком информации Заказчику о привлеченных субподрядчиках к исполнению государственного контракта.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 часть 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены сведения в отношении гарантийного срока.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
На заседании Комиссии установлено, что пунктом 11.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено требование к гарантийному сроку для земляного полотна - 8 лет, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При этом в связи с тем, что на момент рассмотрения жалобы Заявителя определение поставщика по Конкурсу отменено, Комиссией предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдается.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фортис Консалт" обоснованной в частях 1,2 мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 13, 24 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что определение поставщика по Конкурсу отменено, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 08.06.2021 N 21/44/105/924 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2021 г. N 21/44/105/924
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021