Резолютивная часть решения оглашена 09.06.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 10.06.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича на положения документации об электронном аукционе на поставку спортивно-технологического оборудования, направленного на создание или модернизацию физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (реестровый номер 0846600001021000011) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя заявителя, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 307 от 07.06.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России 03.06.2021 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича на положения документации об электронном аукционе.
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст.105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа с. Волово (далее -заказчик), Муниципальное казенное учреждение "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципальных закупок Воловского муниципального района" (далее -уполномоченное учреждение), надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, на рассмотрение жалобы своих представителей не направили.
В жалобе заявителя указано, что заказчиком допущены следующие нарушения закона:
1) при описании объекта закупки не использованы положения позиций КТРУ;
2) при описании объекта закупки установлены требования к химическому составу и компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными только после проведения испытания определенной партии товара;
3) пп. 4, 7 п.71. аукционной документации неправомерно содержат указания на соответствие закупаемых товаров ГОСТ Р 57538-20217, который содержит требования по общим требованиям безопасности на уличных тренажерах, при этом в указанных пунктах закупаются уличные спортивные комплексы.
4) не установлены ограничения в соответствии с Постановлением Правительства от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617).
Заказчик, уполномоченный орган не согласны с жалобой заявителя, представили письменные возражения.
Документация об электронном аукционе и извещение о проведении электронного аукциона размещены уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
1. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик при установлении характеристик объекта закупки не использовал позиции КТРУ, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно аукционной документации заказчик закупает следующие товары:
- Комплект искусственного покрытия - ОКПД 22.19.72.000 "Покрытия и коврики напольные из вулканизированной резины, кроме пористой";
- Мобильная баскетбольная ферма - ОКПД 32.30.15.111 "Инвентарь для баскетбола";
- Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон - ОКПД 22.19.72.000 "Покрытия и коврики напольные из вулканизированной резины, кроме пористой";
- Сборно-разборная трибуна - ОКПД 32.30.15.299 "Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки";
- Уличные стойки для волейбола - ОКПД 32.30.15.110 "Инвентарь для спортивных игр";
- Снаряд спортивной гимнастики - ОКПД 32.30.15.110 "Инвентарь для спортивных игр";
- Уличный спортивный комплекс - ОКПД 32.30.15.110 "Инвентарь для спортивных игр".
- "Уличные ворота" - ОКПД 32.30.15.113 "Инвентарь для футбола и ручного мяча".
При этом, Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что закупаемые товары соответствуют следующим позициям КТРУ:
- Комплект искусственного покрытия - 32.30.15.299-00000077 "Покрытие футбольное искусственное";
- Мобильная баскетбольная ферма - 32.30.15.111-00000026 "Ферма баскетбольная":
- Рулонное покрытие для беговых дорожек и вспомогательных зон - 22.19.72.000-00000003 "Покрытие спортивное резиновое";
- Сборно-разборная трибуна - 32.30.15.299-00000072 "Трибуна сборно-разборная";
- Уличные стойки для волейбола - 32.30.15.110-00000003 "Стойки волейбольные";
- Снаряд спортивной гимнастики - 32.30.14.112-00000041 "Брусья гимнастические";
- Уличный спортивный комплекс - 42.99.12.110-00000001 "Оборудование спортивное уличное";
- Уличные ворота - 32.30.15.113-00000003 "Ворота гандбольные".
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 (далее - Правила).
Согласно п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу пункта 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Также в соответствии с пунктом 8 Правил при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
Таким образом, в силу требований Закона, заказчик обязан применить характеристики позиции КТРУ для тех товаров, которые имеются в каталоге. Для остальных товаров требуется применять код ОКПД.
Комиссией Липецкого УФАС России установлено, что заказчиком не применены характеристики из позиций вышеуказанных КТРУ, тем самым, нарушены требования п. 7 Правил, что является нарушением ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
2. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик установил требования к химическому составу и компонентам товара, показателям, значения которых становятся известными только после проведения испытания определенной партии товара, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1 и п.3 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
-в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
-использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16:
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения;
- при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
А в силу ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Проанализировав документацию об электронном аукционе, выявлено, что описание объекта закупки, содержащее требования к качественным, техническим, функциональным и эксплуатационным характеристикам товаров, установлено в п.7.1 документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, установлено, что документация об электронном аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведений о результатах испытаний таких товаров, что не предусмотрено частями 3 и 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Описания объекта закупки на поставку спортивно-технологического оборудования, направленного на создание или модернизацию физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта установлены следующие требования к товарам:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемые значения |
Кол-во |
Ед.изм. |
1 |
Комплект искусственного покрытия, с высотой ворса не менее 20 мм, под размер поля 30 x 60 м, включающий 1100 пог. м соединительной ленты и 400 кг клея, в том числе: |
|
1800 |
м2 |
1.1 |
Искусственное футбольное (многофункциональное) покрытие зеленое с втафтированной разметкой белого цвета; покрытие белое для устройства разметки представляет собой специализированное покрытие для футбольного поля (спортивной площадки), изготовленное в заводских условиях на специализированном оборудовании, с использованием следующих основных элементов: искусственное волокно, первичная основа (подложка) и скрепляющий состав (вторичная основа). |
соответствие |
|
|
1.1.1 |
Искусственное футбольное (многофункциональное) покрытие конструкция, дюйма |
5/8 |
|
|
1.1.2 |
Высота волокна над готовой продукцией, мм |
не менее 40 не более 60 |
|
|
1.1.3 |
Вес волокна на готовом искусственном покрытии, г/м2 |
не менее 1100 |
|
|
1.1.4 |
Готовое покрытие имеет дренажных отверстий на 1 м2, шт. |
не менее 85 |
|
|
1.1.5 |
Диаметр дренажных отверстий, мм |
не менее 3 не более 6 |
|
|
1.1.5.1 |
Пропускание воды через дренажные отверстия готового покрытия без наполнителя, л/м2/мин |
не менее 50 не более 60 |
|
|
1.1.6 |
Искусственное монофиламентноеволокно произведено из сырья, которое не содержит красителей, основанных на тяжелых металлах. Используемое волокно устойчиво к атмосферным воздействиям, таким как ультрафиолетовое излучение, влага, тепло, холод, то есть пригодно к применению в любых климатических зонах Российской Федерации |
соответствие |
|
|
1.1.7 |
Сечение волокна |
треугольное |
|
|
1.1.8 |
Волокно из нитей зеленого и белого цвета |
соответствие |
|
|
1.1.8.1 |
Количество нитей в волокне, шт. |
Не менее 7 |
|
|
1.1.9 |
Линейная плотность нити, дтекс |
не менее 1900 |
|
|
1.1.10 |
Толщина используемой нити, мкм |
не менее 340 |
|
|
1.1.11 |
Предел прочности на разрыв, мН/дтекс |
не менее 60 |
|
|
1.1.12 |
Относительное удлинение, % |
не более 160 |
|
|
1.1.13 |
Количество стежков на 10 см покрытия, шт. |
не менее 13,8 |
|
|
1.1.14 |
Количество пучков, шт./м2 |
не менее 8820 |
|
|
1.1.15 |
Первичная основа (подложка) обеспечивает прямую и поперечную стабильность искусственного футбольного покрытия форму в течение, лет. |
не менее 15 |
|
|
1.1.15.1 |
Вес первичной основы, г/м2 |
не менее 240 не более 272 |
|
|
1.1.15.2 |
Первичная основа двухслойная с флисом, устойчивая к атмосферным воздействиям, таким как ультрафиолетовое излучение, влага, тепло, холод. |
соответствие |
|
|
11.15.3 |
Конструкция первичной основы: |
|
|
|
11.15.3.1 |
Количество нитей основного направления на 10 см, шт. |
не менее 116 |
|
|
11.15.3.2 |
Количество нитей на 10 см утка, шт. |
не менее 49 |
|
|
11.15.3.3 |
Предел прочности на разрыв основы, Н/5 см |
не менее 900 |
|
|
11.15.3.4 |
Предел прочности утка, Н/5 см |
менее 1300 |
|
|
11.15.3.5 |
Предельное растяжение основного направления, % |
не более 16 |
|
|
11.15.3.6 |
Предельное растяжение поперечного направления, % |
не более 20 |
|
|
1.1.16 |
Вторичная основа обеспечивает крепление ворса готового продукта. |
соответствие |
|
|
1.1. 16.1 |
Сила крепления волокна готовой продукции, Н |
не менее 45 |
|
|
1.1. 16.2 |
Расход материала в сухом виде, г/м2 |
не менее 900 не более 1500 |
|
|
1.1. 16.3 |
Вязкость смеси, измеренная по методу Брукфилда RVT, мПа/с |
не менее 8000 |
|
|
1.1. 16.4 |
Смесь водонепроницаемая, содержит антиоксиданты для защиты продукта против старения в условиях, открытого воздух |
соответствие |
|
|
1.1. 16.5 |
Общий вес покрытия, кг/м2 |
не менее 2,24 не более 2,76 |
|
|
1.1. 17 |
Готовое покрытие поставляется в рулонах. Во избежание повреждения продукта рулон плотно смотан (намотка осуществляться наматывающей машиной с преднатяжением) |
соответствие |
|
|
В п.20 аукционной документации содержится инструкция по заполнению заявки, в которой указано, что параметры и характеристики предлагаемого к поставке товара должны иметь конкретные показатели, в том числе без сопровождения их словами "не менее", "не более" (за исключением случаев, когда такие параметры и характеристики не могут быть описаны точными значениями).
При таких обстоятельствах, аукционная документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, при рассмотрении жалобы заказчик не подтвердил, что предъявляемые конкретные характеристики, физико-механических свойств товара могут быть сопоставлены участником закупки с предполагаемым к поставке товаром из доступного технического описания.
Таким образом, действия заказчика, установившего в документации об электронном аукционе ненадлежащие требования к товарам, нарушают ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что пп. 4, 7 п.71. аукционной документации неправомерно содержат указания на соответствия закупаемых товаров ГОСТ Р 57538-20217, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Проанализировав описание объекта закупки установлено, что по позициям 4"Сборно-разборная трибуна" и 7 "Уличный спортивный комплекс" установлены требования безопасности в соответствии с ГОСТом Р 57538-2017 "Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний".
ГОСТ Р 57538-2017 "Тренажеры стационарные уличные. Общие требования безопасности и методы испытаний" устанавливает общие требования безопасности к изготовлению, монтажу, техническому обслуживанию тренажеров, а также методы испытаний тренажеров.
На рассмотрении жалобы, а также в составе жалобы заявителем не представлены доказательства того, что требования данного ГОСТ не применимы к закупаемым товарам.
Таким образом, в действиях заказчика по установлению требований ГОСТа при описании объекта закупки не усматриваются нарушений Закона о контрактной системе.
4. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что заказчик не установил ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии Постановлением N617, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На рассмотрении жалобы заявитель пояснил, что товары, требующиеся заказчику к поставке, входят в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень), утвержденный Постановлением N617:
- п. 154. Оборудование для занятий физкультурой, гимнастикой и атлетикой, занятий в спортзалах, фитнес-центрах (ОКПД 32.30.14.120). Данный ОКПД распространяется на закупки оборудования и инвентаря для занятий в помещении.
При этом, исходя из описания объекта закупки, заказчику требуется оборудование для занятий на открытом воздухе.
Вместе с тем, проанализировав извещение о проведении электронного аукциона установлено, что заказчик установил следующие коды ОКПД: 32.30.15.110 " Инвентарь для спортивных игр", 32.30.15.113 "Инвентарь для футбола и ручного мяча", 32.30.15.299 "Изделия спортивные, инвентарь, включая тренировочный, прочие, не включенные в другие группировки", 22.19.72.000 "Покрытия и коврики напольные из вулканизированной резины, кроме пористой", 32.30.15.111 "Инвентарь для баскетбола", 22.19.72.000 "Покрытия и коврики напольные из вулканизированной резины, кроме пористой".
В перечне Постановления N617 отсутствуют вышеназванные коды ОКПД, таким образом, заказчиком правомерно не применимы ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств.
Установленные нарушения ч.6 ст.23, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе содержат признаки совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича на положения документации об электронном аукционе на поставку спортивно-технологического оборудования, направленного на создание или модернизацию физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа и (или) физкультурно-оздоровительных комплексов для центров развития внешкольного спорта (реестровый номер 0846600001021000011) обоснованной в части доводов 1,2.
2. В действиях заказчика установлены нарушения ч.6 ст.23, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 9 июня 2021 г. N 048/06/105-778/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021