Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Амед" на действия Заказчика ГУЗ СО "Калининская РБ" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000821003258 "Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы",
УСТАНОВИЛА:
02.06.2021 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Амед" (далее - Заявитель) на действия Заказчика ГУЗ СО "Калининская РБ" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000821003258 "Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" (далее - Аукцион).
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
18.05.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок были размещены извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Заказчиком Аукциона является ГУЗ СО "Калининская РБ" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 787 800,00 рублей.
Из жалобы Заявителя следует, что в документации об Аукционе неправомерно не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно документации об Аукционе объектом закупки является поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы ОКПД2 - 26.60.12.132 (далее - УЗИ аппарат).
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 1236 не установлен.
В соответствии с пунктом 2 Постановление N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пп. "б" п. 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств: поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного учреждения характеристики приобретаемого товара не отвечают признакам, установленным пп. "б" п. 2(1), в частности УЗИ аппарат не относится ни к вычислительным машинам, ни к базам данных.
УЗИ аппарат не является персональной электронной вычислительной машиной (персональным компьютером, например, по Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда").
УЗИ аппарат не является устройством терминального доступа (терминальный доступ - такая организация работы, когда информация хранится и обрабатывается на некотором удалённом сервере, а оборудование пользователя выполняет лишь функцию ввода и вывода. Пример: терминалы для оплаты покупок банковскими картами).
УЗИ аппарат не является серверным оборудованием (к которому относят, например, контроллер, дисковый массив, сервер стоечный и т.д.).
УЗИ аппарат не является иными средствами вычислительной техники (например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 "Об утверждении Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию)").
УЗИ аппарат является медицинским изделием в соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Кроме того, представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что в соответствии с "ГОСТ Р 56327-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок" пакеты специализированных программ это - опции УЗИ аппарата (пункты - 6.4, 6.4.3 и т.д.), например, возможность проведения биопсии, кардиологии, стресс-эхокардиографии, следовательно, они являются составной частью медицинского оборудования и определяют его функциональность.
Возможность УЗИ аппарата проводить, например, абдоминальные исследования обусловлена наличием в нем соответствующей (их) специализированной(ых) программы, например, модуля тканевой допплерографии.
Такие модули являются принадлежностями медицинского изделия и указаны в регистрационном удостоверении, например, NФСР 2010/07629 от 28.04.2011.
Закупка специализированных программ отдельно от УЗИ аппарата невозможна, так как при их отсутствии оборудование перестает быть УЗИ аппаратом.
Наличие у УЗИ аппарата специализированных программ обусловлено как программной, так и аппаратной частью. Так, в указанном выше примере возможность проведения абдоминальных исследований обусловлена не только наличием соответствующего модуля в УЗИ аппарате, но и наличием конвексного датчика. Только при наличии всех составляющих, оборудование будет выполнять требуемую функцию.
Таким образом, в рамках рассматриваемого аукциона не подлежит закупке программное обеспечение, отвечающее характеристикам, указанным в пунктах 2 и 2(1) Постановления N 1236.
Также из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком не размещено обоснование неприменения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
На рассмотрении жалобы представитель Уполномоченного органа пояснил, что обоснование неприменения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств не размещено по следующим причинам:
1) программное обеспечение не подлежит закупке в рамках Аукциона.
2) специализированные программы для медицинского оборудования отсутствуют в классификаторе программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденном Приказом Минкомсвязи России от 22.09.2020 N 486 "Об утверждении классификатора программ для электронных вычислительных машин и баз данных", что говорит о невозможности применения Постановления N 1236 к данным программам, равно как об отсутствии необходимости подготовки обоснования невозможности его применения.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в указанном случае запрет, предусмотренный Постановлением N 1236 не применяется, поскольку в данном случае предметом закупки выступает само оборудование, а не программное обеспечение.
В связи с чем, довод жалобы признается необоснованным.
Из жалобы Заявителя следует, что документация об Аукционе, в нарушение п. 4 и п. 5 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), не содержит обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 34 Документации об Аукционе национальный режим применён в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно перечню радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённому Постановлением N 878 (далее - Перечень) Оборудование с кодом ОКПД2 - "26" включено в Перечень.
Пунктом 4 Постановления N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановление N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 Постановления N 878, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
В документации об Аукционе отсутствует обоснование невозможности применения Постановления N 878, следовательно, случаи для его неприменения не подтверждены обоснованием и, как следствие, основания неприменения Постановления N 878 отсутствуют.
Также из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно отсутствует обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Из пояснений представителя Уполномоченного органа следует, что обоснование не включено в документацию об Аукционе по следующим причинам:
1) Постановление N 878 установлено в документации электронного аукциона, следовательно, применено в данной закупке.
2) В реестре российской радиоэлектронной продукции присутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке: Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 60" по ТУ 26.60.12-002-98204792-2017 с принадлежностями РЭ-1767/20; Система диагностическая для ультразвуковых исследований "УЗИ-ЭЛЕКТРОН РЭ-2476/20.
3) Несоответствие радиоэлектронной продукции, включенной в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции на момент размещения закупки невозможно было определить.
В реестре радиоэлектронной продукции отсутствуют характеристики включенных в него товаров.
Аппараты ультразвукового сканирования с кодом ОКПД2 26.60.12.132 включены в перечень, утвержденный Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" (далее - Постановление N 2014).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 2014 при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик направляет запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.
Заказчиком на момент подготовки заявки в Агентство были направлены запросы производителям оборудования, включенного в реестр российской радиоэлектронной продукции, относительно соответствия их продукции характеристикам предполагаемого к закупке товара, ответы на которые не были получены.
Иных, достоверных источников информации, касающейся характеристик радиоэлектронной продукции у Заказчика на момент направления заявки в уполномоченное учреждение не имелось.
Таким образом, для подготовки Заказчиком обоснования невозможности применения Постановления N 878, у Заказчика отсутствовала информация, предусмотренная подпунктом "г" пункта 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 878 (далее - Порядок).
На рассмотрении жалобы Заявитель не представил доказательств, подтверждающих несоответствие товара характеристикам, указанным в реестре.
Исходя из вышеизложенного, довод жалобы признается необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Амед" на действия Заказчика ГУЗ СО "Калининская РБ" и Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000821003258 "Поставка системы ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 7 июня 2021 г. N 064/06/64-666/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021