Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
в присутствии:
рассмотрев 02 июня 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "*" (далее - Заявитель) на действия * (далее - Заказчик) и * (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0809500000321000813 на оказание услуг по организации питания обучающихся школьного возраста в ГБОУ РМ "Республиканский лицей" и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 27 мая 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/54.3-287/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок от 28 мая 2021 года N 383 рассмотрение жалобы назначено на 02 июня 2021 года в 15 часов 30 минут.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика и Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 29.04.2021 г.
Начальная (максимальная) цена контракта: 12 820 563,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 29.04.2021 16:14.
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок: 01.06.2021 в 10:00.
Дата подачи окончательных предложений: 03.06.2021.
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок: 04.06.2021 в 10:00.
По мнению Заявителя установленные Заказчиком требования по предоставлению копии контрактов (договора) на оказание услуги по организации питания обучающихся школьного возраста в общеобразовательной организации (школы, лицеи, гимназии), ранее исполненных без нарушений сроков и других условий контрактов, без выявленных фактов несоответствия, без применения к такому участнику неустоек, штрафов, пеней (по которому получен данный положительный отзыв, благодарственное письмо, грамота), со всеми документами (актами) о приемке оказанных услуг к нему, сведения о которых содержатся только в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), за последние два года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, с ценой контракта (договора) не менее 1 000 000,00 (одного миллиона) рублей не направлены на выявление лучших условий исполнения контракта, так как организация питания в общеобразовательных учреждениях может осуществляться не только по контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе и Законом о закупках, а также в соответствии с пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно пункту 1 части 4 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 28 Правил предусмотрено что, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого Заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного пунктом 11 Правил.
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения (пункт 11 Правил оценки заявок).
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно Критериям оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, размещенным Заказчиком в ЕИС в составе конкурсной документации отдельным файлом, для оценки заявок участников закупки установлены следующие критерии и их величины значимости:
N п/п |
Критерий |
Значимость критерия, (%) |
1. |
цена контракта |
60 |
2. |
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации |
40 |
|
Итого |
100 |
Для оценки заявки по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются следующие показатели:
N п/п |
Показатели критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" |
Максимальное количественное значение (в баллах) |
Значимость показателя (%) |
1. |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
100 |
50 |
2. |
Деловая репутация |
100 |
50 |
"В показателе "Деловая репутация" Заказчиком оценивается количество у участника конкурса с ограниченным участием в электронной форме положительных отзывов, благодарственных писем, грамот за успешное исполнение контрактов (договоров) на оказание услуги по организации питания обучающихся школьного возраста в общеобразовательной организации (школы, лицеи, гимназии), ранее исполненных без нарушений сроков и других условий контракта, без выявленных фактов несоответствия, без применения к такому участнику неустоек, штрафов, пеней (со всеми приложениями) контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние два года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, с ценой контракта (договора) не менее 1 000 000,00 (одного миллиона) рублей.
Благодарственные письма, грамоты за успешное исполнение контрактов (договоров) от дошкольных общеобразовательных учреждений (детские сады, центры развития ребенка), детских оздоровительных лагерей (туристские, санаторные (профилактические), оборонно-спортивные, гражданско-патриотические, лидерские, семейные, труда и отдыха, профильные лагеря, лагеря дневного пребывания, летние (зимние) школы) к оценке не принимаются.
Под успешным исполнением контрактов (договоров) понимается исполнение участником закупки контракта (договора) на оказание услуги по организации питания обучающихся школьного возраста в общеобразовательной организации (школы, лицеи, гимназии), ранее исполненного без нарушений сроков и других условий контракта, без выявленных фактов несоответствия, без применения к такому участнику неустоек, штрафов, пеней, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние два года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, с ценой контракта (договора) не менее 1 000 000,00 (одного миллиона) рублей. При этом контракты (договоры) должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.
Отзывы (благодарственные письма, грамоты), полученные за оказание услуг по одному и тому же контракту (договору), предоставленные сверх одного для расчета баллов по настоящему показателю учитываться не будут.
Документами, подтверждающими данный показатель, являются:
1.Копии положительных отзывов либо благодарственных писем, либо грамот;
2.Копия контракта (договора) на оказание услуги по организации питания обучающихся школьного возраста в общеобразовательной организации (школы, лицеи, гимназии), ранее исполненного без нарушений сроков и других условий контракта, без выявленных фактов несоответствия, без применения к такому участнику неустоек, штрафов, пеней (по которому получен данный положительный отзыв, благодарственное письмо, грамота), со всеми документами (актами) о приемке оказанных услуг к нему, сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ от 18.07.2011 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за последние два года до даты подачи заявки на участие в настоящем конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, с ценой контракта (договора) не менее 1 000 000,00 (одного миллиона) рублей.
Подтверждением "Деловой репутации участника закупки" будет считаться предоставление этих документов вместе (копия положительного отзыва либо благодарственного письма, либо грамоты + копия успешно исполненного контракта (договора) по оказанию услуг в полном объеме = 1 показатель).
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати либо доступных для прочтения, электронных образов бумажных документов, созданных с помощью средств сканирования, обеспечивающем сохранение всех реквизитов и аутентичных признаков подлинности (графической подписи лиц, дат, печати и углового штампа бланка (при наличии), либо в форме электронного документа, включенного в реестр контрактов на официальном сайте единой информационной системы, если документ сформирован в электронном виде. Максимальное или минимальное количество положительных отзывов/благодарственных писем/грамот не предусмотрено.
Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:
С2i=КЗ х 100 х (Кi/Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
- предложение участника конкурса с ограниченным участием, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками конкурса с ограниченным участием.
В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных документов, подтверждающих деловую репутацию участника закупки, данные по такому отзыву, благодарственному письму, грамоте не будут учитываться при расчете количества баллов по показателю."
Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав положения конкурсной документации, установила, что предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика при оказании услуг по объекту закупки. Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании заявки на закупку и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически бы противоречило состязательному характеру участия в конкурсе.
Так согласно письму Минфина России от 13.08.2020 г. N 24-02-08/70973 Заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами.
Кроме того, требования Заказчика о предоставлении контрактов (договоров) сведения о которых содержатся в реестре контрактов или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, на официальном сайте ЕИС в сфере закупок позволяют достоверно установить факт заключения контракта (договора), а также получить информацию о ходе исполнения контракта (договора), что является значимым в рамках сферы закупок для государственных и муниципальных нужд.
Также Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 6 Приложение N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" подтверждением опыта оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей является исполнение (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются копии ранее исполненных контрактов (договоров), сведения о которых содержатся в реестре контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", либо в реестре договоров, заключенных по результатам закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", и копия (копии) документа (документов) о приемке поставленного товара, оказанной услуги.
Вышеуказанные дополнительные требование установлены Заказчиком в пункте 19 информационной карты конкурсной документации.
Кроме того, в соответствии пунктом 2 части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Таким образом, вышеуказанная норма Закона о защите конкуренции регулирует порядок распоряжения государственным или муниципальным имуществом (аренда, безвозмездное пользование) и не регламентирует процедуру закупки услуг по организации питания.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные Заказчиком нестомостные критерии и порядок оценки в конкурсной документации не выходят за рамки требований действующего законодательства о контратной системе и утвержденых постановлением Правительства Россиской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1085 Правил оценки заявок, в связи с чем доводы жалобы Заявителя признаются необоснованными.
Руководствуясь п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "*" на * и * при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме N 0809500000321000813 на оказание услуг по организации питания обучающихся школьного возраста в ГБОУ РМ "Республиканский лицей", необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
*
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 2 июня 2021 г. N 013/06/54.3-287/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021