Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Инспекция Мордовского УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
руководитель Инспекции:
-------------- - заместитель руководителя Мордовского УФАС России;
члены Инспекции:
--------------- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------------- - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
--------------- специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
-------------- - специалист-эксперт отдела контроля закупок Мордовского УФАС России;
в присутствии:
--------------- представителя МКУ "--------------" (доверенность N 2 от 31.05.2021 г.);
--------------- представителя МКУ "--------------" (доверенность N 1 от 31.05.2021 г.);
с участием в дистанционном режиме посредством видеоконференц-связи представителя общества с ограниченной ответственностью "--------------" --------------, действующего на основании доверенности б/н от 19.03.2021 года;
в результате проведения внеплановой проверки в период с 18.05.2021 года по 08.06.2021 года соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении конкурса с ограниченным участием N 0109300043018000009 на совместные торги на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг по организации питания в муниципальных лагерях с дневным пребыванием в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск (далее - Конкурс), в соответствии с ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Мордовского УФАС России N 80-од от 18.05.2021 года "О проведении внеплановой проверки", приказа Мордовского УФАС России "О продлении срока проведения внеплановой проверки" от 31.05.2021 г. N 94-од и обращения о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 21.04.2021 года (вх. N 2025) поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "--------------" (далее - ООО "--------------", Заявитель) о нарушении -------------- (далее - Заказчики) и МКУ "--------------" (далее - Уполномоченное учреждение) требований Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием N 0109300043018000009 на совместные торги на право заключить муниципальный контракт на оказание услуг по организации питания в муниципальных лагерях с дневным пребыванием в муниципальных общеобразовательных учреждениях г.о. Саранск.
В своем обращении Заявитель указывает на нарушение Заказчиками и Уполномоченным учреждением требований законодательства о контрактной системе, выразившееся в установлении в конкурсной документации порядка оценки заявок, не позволяющего определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией Заказчика по нестоимостным критериям ("Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок"), в отсутствии в конкурсной документации инструкции по заполнению заявки, а также формулы расчета количества баллов, предусмотренной Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок), или шкалы оценки. Кроме того, в заключенных контрактах отсутстуют предложения ООО "--------------" о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупок.
31.05.2021 года (вх. N 2806) Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения относительно нарушений Закона о контрактной системе, приведенных в обращении Заявителя.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
08.05.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок по адресу: http://zakupki.gov.ru Заказчиками и Уполномоченным учреждением размещены извещение и документация о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта: 1519133,00 руб.
Дата и время начала подачи заявок (по местному времени): 08.05.2018 11:30
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 29.05.2018 09:30
Дата и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (по местному времени): 29.05.2018 09:30
Дата проведения предквалификационного отбора (по местному времени): 30.05.2018
Дата рассмотрения и оценки заявок: 31.05.2018
Согласно протоколу предквалификационного отбора от 30.05.2018 N ПРЕ1 для закупки N 0109300043018000009 Конкурс признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе, так как только один участник признан соответствующим установленным единым и дополнительным требованиям.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 31.05.2018 г. для закупки N 0109300043018000009 Единая комиссия приняла решение о соответствии единственной заявки участника требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам проведенного Конкурса Заказчиками заключены муниципальные контракты с обществом с ограниченной ответственностью "--------------" (далее - ООО "--------------", Исполнитель).
В части установления Заказчиками, Уполномоченным учреждением в конкурсной документации порядка оценки заявок, не позволяющего определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией Заказчика по нестоимостным критериям ("Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок"), отсутствия в конкурсной документации инструкции по заполнению заявки, а также формулы расчета количества баллов или шкалы оценки, непозволяющей объективно их оценить, Инспекцией Мордовского УФАС установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерии, в том числе, качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 4 Правил для оценки заявок (предложений) установлено, что Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 Правил оценки заявок показателем нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе может быть качество товаров (качество работ, качество услуг).
Согласно пункту 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения (пункт 11 Правил оценки заявок).
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов. Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пункте 16 раздела I конкурсной документации содержатся требования к содержанию, к форме, составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнения.
Проанализировав положения конкурсной документации Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, их содержание и значимость содержатся в пункте 32 информационной карты. При этом, к стоимостным критериям оценки относится: Цена контракта (значение показателя 60%), к нестоимостным критериям оценки относится: 1. Качество услуг (значение показателя 20%), 2. Квалификация участников закупки (значение 20%).
Сумма величины значимости показателей критериев составляет 100 %.
Оценка заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" осуществляется исходя из следующих предложений участников по показателю Качество услуг:
|
Не стоимостные критерии оценки: |
|
|
2. |
Качество услуг: |
20.00 |
100 |
2.1. |
Обязательство Исполнителя обеспечить столовую Заказчика посудой, столовыми приборами, кухонным инвентарем, санитарной спецодеждой, моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с действующими нормами оснащения; при наличие 30 баллов, при отсутствие 0 баллов. |
|
30 |
2.2. |
Наличие примерного двухнедельного цикличного меню по возрастам и приемам пищи, и меню-раскладки, отражающего количественные характеристики рецептуры блюд; при наличие 30 баллов, при отсутствие 0 баллов. |
|
30 |
2.4. |
Обязательство исполнителя организовать работу буфетов и иметь в буфете минимальный ассортимент продукции, соответствующий требованиям СанПина; при наличие 20 баллов, при отсутствие 0 баллов. |
|
20 |
2.5. |
Наличие безналичной системы оплаты за питание через терминал; при наличие 20 баллов, при отсутствие 0 баллов. |
|
20 |
Следовательно, вышеуказанная таблица предусматривает следующую шкалу присваиваемых баллов:
- при предоставлении Исполнителем обязательства по обеспечению столовой Заказчика посудой, столовыми приборами, кухонным инвентарем, санитарной спецодеждой, моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с действующими нормами оснащения присваивается 30 баллов, при отсутствие 0 баллов;
- при подтверждении Исполнителем наличие примерного двухнедельного цикличного меню по возрастам и приемам пищи, и меню-раскладки, отражающего количественные характеристики рецептуры блюд присваивается 30 баллов, при отсутствие 0 баллов;
- при предоставлении Исполнителем обязательства по организации работы буфетов и наличия в буфете минимального ассортимента продукции, соответствующего требованиям СанПина присваивается 20 баллов, при отсутствие 0 баллов;
- при подтверждении Исполнителем наличия безналичной системы оплаты за питание через терминал присваивается 20 баллов, при отсутствие 0 баллов.
При этом информация, необходимая к предоставлению для оценки заполняется участником самостоятельно и является его предложением, которое будет оценено конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В части отсутствия в заключенных контрактах предложения ООО "--------------" о качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупок Инспекцией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости включения в проект контракта при его заключении информации указанной в заявке, в том числе, предложение победителя закупки в отношении качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, в случае ее предоставления участником закупки.
Инспекция Мордовского УФАС России, проанализировав размещенные Заказчиками проекты контрактов (заключенные контракты), установила, что в их составе отсутствует информация о предложении ООО "--------------" о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, представленном Обществом в составе заявки.
На основании вышеизложенного, Инспекция Мордовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиками части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе истек.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 2, п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Инспекция Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать действия Заказчиков, Уполномоченного учреждения нарушением части 1 статьи 54 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе не выдавать в виду заключения контрактов.
3. Материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях не передавать в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 8 июня 2021 г. N 013/06/99-327/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021