Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Иванкова,
К.Р. Джаникян,
рассмотрев дело N 061/06/69-964/2021 по жалобе Заявителя о нарушении аукционной комиссией Заказчика при проведении электронного аукциона N 0358300060621000064 "Поставка медицинских инструментов (набор хирургических инструментов оториноларингологический, набор инструментов хирургических операционный большой, набор инструментов хирургических для экстренной акушерско-гинекологической помощи)" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Заявителя - Маркина Н.Н. (доверенность от 31.05.2021), представителя Заказчика - Дециева З.Б. (доверенность от 02.06.2021), в отсутствие представителей Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя о признаках нарушения комиссией Заказчика положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) при проведении данного аукциона.
По мнению Заявителя, аукционной комиссией Заказчика допущено нарушение положений ст. 69 Закона, выразившееся в неправомерном рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу согласился с доводами жалобы.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, п.3.31 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14 (далее - Регламент) по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300060621000064 от 28.04.2021:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 1 287 600.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 14.05.2021 года в 11 часов 00 минут. На момент рассмотрения дела контракт не заключен.
Комиссией Ростовского УФАС России в ходе рассмотрения довода жалобы по существу установлено следующее:
Часть 2 ст. 69 Закона предусматривает, что аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 69 Закона. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В силу ч. 6 ст. 69 Закона заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п. 1, 3 - 5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с ч. 1, ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона.
На основании ч. 7 ст. 69 Закона принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч. 6 ст. 69 Закона, не допускается.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 3 ст. 14 Закона Правительством РФ принято Постановление N 102.
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Товары, подлежащие поставке, входят в перечень N 2.
В силу п./п. б) п. 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N 967 "Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Таким образом, ограничение, установленное Постановлением N 102, применяется только при наличии всех условий, установленных п./п. б пункта 2 Постановления N 102 в совокупности.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0358300060621000064 -1 от 18.05.2021 подано 8 заявок, которые допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N0358300060621000064-3 от 24.05.2021 заявки всех участников закупки аукционной комиссией Заказчика признаны соответствующими Закона и документации об аукционе.
Участниками закупки с идентификационными номерами: 109813981, 109812856, 109818713 в заявках указаны товары иностранного происхождения. Остальными участниками закупки предложено медицинское изделие, страной происхождения которого является государство - член Евразийского экономического союза, соответствующие п./п. б) п. 2 Постановления N 102.
Исходя из требований, предусмотренных статьей 14 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 102, следует, что действия аукционной комиссии, а именно допуск участников аукциона, заявки которых содержат предложения о поставке лекарственного средства иностранного производства, а также неприменение п./п. б) п. 2 Постановления N 102 при рассмотрении заявок участников следует считать незаконным. В действиях аукционной комиссии выявлено нарушение ч.6 ст.69 Закона. Довод жалобы Заявителя признан обоснованным.
Частью 4 ст. 34 Закона, установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частями 5, 8 статьи 34 Закона штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В проекте контракта Заказчиком установлено: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком (подрядчиком, исполнителем), Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта".
Данный пункт проекта контракта нарушает Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком о внесении изменений в постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 N570" (далее - Постановление N1042).
Пунктами 11, 12 Постановления, действующий на момент публикации извещения, устанавливает, что общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком (Поставщиком) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Установлено, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 N 1011 с 14.08.2019 года внесены изменения в Постановление N 1042, среди которых:
в пп. 11, 12 слова "начисленной неустойки (штрафов, пени)" заменены словами "начисленных штрафов".
Указанное положение проекта контракта установлено не в соответствии с требованиями Закона.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.ч. 5, 8 ст.34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей ч.6 ст.69 Закона.
3. Признать Заказчика нарушившим ч.ч. 5,8 ст.34 Закона.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона, пересмотре вторых частей заявок в соответствии с положениями Закона и с учетом данного решения, совершении дальнейших действий, предусмотренных Законом, в рамках данной закупки, а также приведении проекта контракта в соответствии с требованиями Закона и настоящего решения на стадии его направления победителю аукциона.
5. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Иванкова
К.Р. Джаникян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 июня 2021 г. N 061/06/69-487/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021