Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу физического лица (далее - заявитель) от 25.05.2021 (вх. N2664-э от 26.05.2021) на действия заказчика - федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми" Министерства труда и социальной защиты РФ (далее - ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми", заказчик) в части утверждения документации об электронном аукционе, также дачи разъяснений документации об электронном аукционе "Поставка хозяйственных товаров", извещение N 0307100014521000007, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд (далее - электронный аукцион, закупка, жалоба),
при участии:
- <_.>,
УСТАНОВИЛА:
1. Заявитель, ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми", общество с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер" (далее - ООО "РТС-Тендер", оператор) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие заявителя и (или) его представителя, представителя ООО "РТС-Тендер" не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
1.1. Заявитель в своей жалобе приводит несколько доводов, касающихся нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1) В своей жалобе заявитель указывает, что 22.05.2021 им был подан запрос на разъяснение положений документации, однако в законодательно установленный срок - 24.05.2021 заказчиком ответ на запрос не размещен, что что противоречит статье 65 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком нарушены требования части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в части установления в извещении о проведении электронного аукциона даты окончания предоставления участникам разъяснений документации 25.05.2021, в то время как окончание срока для дачи разъяснений в силу статьи 65 Закона о контрактной системе должно приходиться на 26.05.2021.
2) Заявитель в жалобе указывает, что ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми" в пункте 32 Информационной карты документации об электронном аукционе (далее - Информационная карта) определено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения контракта не менее чем на один месяц, однако данное положением противоречит части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, так как в действующей редакции статьи 96 Закона о контрактной системе установлено следующее: "срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц".
3) Третий довод заявителя касается нарушения заказчиком требований Закона о контрактной системе при описании объекта закупки.
В Техническом задании документации об электронном аукционе установлено:
- по позиции 7 Стаканы одноразовые: Одноразовый стакан не менее 200 мл, белый, предназначен для холодных и горячих напитков - кофе, чай, сок, вода и т.п. По 100 штук в упаковке;
- по позиции 8 Губки д/посуды: Губка для посуды 5 шт. в упаковке. Двухслойная: мягкий слой для деликатного мытья, жесткий - для сильных загрязнений, длина от 10 до 10,5 см, ширина от 7 до 7,5 см. Изготовлена из сырья высшего качества. Материал: поролон, абразивный полимер.
Заявитель считает, что заказчиком по позициям 7, 28 Технического задания документации об электронном аукционе установлены чрезмерные требования к товарам, которые ограничивают число участников закупки, касающиеся количества штук в упаковке.
Также, по мнению заявителя, характеристикой, ограничивающей число участников закупки, является материал: ПНД (полиэтилен низкого давления), установленный в позиции 12 Технического задания.
ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми" в письме от 01.06.2021 N07-21/2022 (вх. от 01.06.2021 N2785-э, N2407) заявлены возражения относительно доводов жалобы.
2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, пришла к нижеследующим выводам.
Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми".
Объект закупки - поставка хозяйственных товаров.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 97 093,97 руб.
Источником финансирования закупки явились средства федерального бюджета.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС, официальный сайт) - 19.05.2021.
3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о порядке, дате начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно частям 3-5 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
3.1. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 22.05.2021 на электронную площадку поступил запрос на разъяснения документации об электронном аукционе.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик должен был разместить ответ на запрос разъяснений в течение двух дней с даты его поступления, то есть в срок до 24.05.2021 включительно.
Однако заказчиком ответ на разъяснения документации об электронном аукционе размещен лишь 26.05.2021, то есть на четвертый день с даты поступления запроса.
Кроме того, Комиссией Коми УФАС России установлено, что 23.05.2021 на электронную площадку поступил еще один запрос на разъяснения документации об электронном аукционе. В силу требований части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик должен был разместить ответ на запрос в срок до 25.05.2021 включительно, однако ответ за запрос от 23.05.2021 был размещен ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми" 26.05.2021, то есть с нарушение законодательно установленного срока.
Таким образом, Комиссией Коми УФАС России в действиях заказчика - ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми" выявлено нарушение части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в части нарушения сроков размещения ответов на запросы на разъяснения документации об электронном аукционе от 22.05.2021 и от 23.05.2021.
3.2. Заявитель в своей жалобе также указывает на нарушение заказчиком требований Закона о контрактной системе в части установления даты окончания предоставления заказчиком ответов на запросы на разъяснения положений документации об электронном аукционе.
В пункте 25 Информационной карты установлено, что дата окончания предоставления разъяснений: "25" мая 2021 г., при условии, что запрос о предоставлении разъяснений документации об электронном аукционе поступил Заказчику не позднее "24" мая 2021 г.
В извещении о проведении аукциона, документации об электронном аукционе установлены дата и время окончания подачи заявок 27.05.2021 в 10 часов 00 минут.
В силу части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе.
То есть в силу действующего законодательства срок для дачи ответа на запрос участника должен быть установлен в пределах двух дней с даты окончания срока для подачи запросов на разъяснения документации.
Установление заказчиком окончания срока для дачи ответов на запрос разъяснений на 25.05.2021 не противоречит части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, так как данная дата входит в двухдневный диапазон, предусмотренный указанной статьей.
4. Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В силу части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 32 Информационной карты установлено, что в случае избрания способа обеспечения исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии срок действия такой гарантии, в соответствии с ч.3 статьи 96 Закона, должен превышать срок исполнения контракта не менее чем на один месяц.
Однако в части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе императивно установлены требования, предъявляемые к сроку действия банковской гарантии: срок действия должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, но не менее чем на один месяц (то есть срок исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В пункте 9.6 проекта контракта документации об электронном аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный настоящим Контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона. Данное положение соответствует части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Следовательно, пункт 32 Информационной карты и пункт 9.6 проекта контракта содержат разные положения, касающиеся срока действия банковской гарантии.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Таким образом, заказчиком - ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми" нарушены требования части 3 статьи 7, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в части установления в пункте 32 Информационной карты срока действия банковской гарантии в нарушение установленных Законом о контрактной системе требований, в то время как в проекте контракта срок действия банковской гарантии определен в соответствии с требованиями части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
5. В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1, частям 2, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В пунктах 7, 12, 28 Технического задания установлено следующее.
N/п |
Наименование |
Техническая характеристика |
Ед. изм. |
Количество |
7 |
Стаканы одноразовые |
Одноразовый стакан не менее 200 мл, белый, предназначен для холодных и горячих напитков - кофе, чай, сок, вода и т.п. По 100 штук в упаковке. |
упак. |
5 |
12 |
Бахилы |
Бахилы одноразовые медицинские Материал - ПНД (полиэтилен низкого давления). |
пар |
10 000 |
28 |
Губки д/посуды |
Губка для посуды 5шт. в упаковке. Двухслойная: мягкий слой для деликатного мытья, жесткий - для сильных загрязнений, длина от 10 до 10,5 см, ширина от 7 до 7,5 см. Изготовлена из сырья высшего качества. Материал: поролон, абразивный полимер |
Упак. |
10 |
По мнению заявителя, заказчиком в пунктах 7, 28, а также в пункте 12 установлены чрезмерные требования к товарам, которые ограничивают число участников закупки, а именно указание на количество штук в упаковке и на материал, из которого изготовлены бахилы.
Заказчик в отзыве на жалобу (вх. от 01.06.2021 N2407) указывает, что документация об электронном аукционе, в том числе Техническое задание составлено в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе. При формировании документации об электронном заказчик руководствовался своими потребностями.
Указание на конкретный вид материала по позиции 12 Технического задания обусловлено тем, что полиэтилен низкого давления обладает высокой плотностью, и при равной толщине пленки, прочность у такого материала выше, чем у полиэтилена высокого давления. Бахилы из материала спанбонда, на которые указывает заявитель в своей жалобе, имеют более узкий профиль использования и относительно полиэтилена низкой прочности находится в более высокой ценовой категории, в связи с чем их приобретение заказчиком нецелесообразно.
Комиссия Коми УФАС России указывает, что требования документации об электронном аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе статье 33 Закона о контрактной системе, так как не содержат указаний на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования, которые влекут за собой ограничение числа участников закупки.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий (-ую) потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении числа участников.
Напротив, об отсутствии факта ограничения числа участников свидетельствует то, что на участие в электронном аукционе было подано 2 заявки и обе заявки были допущены к участию в электронном аукционе.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика и требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
При описании объекта закупки заказчиком использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся характеристик объекта закупки, содержащиеся в нормативных документах. Описание объекта закупки по позициям, указанным в жалобе заявителя, не является уникальным.
Исходя из изложенного выше, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару (услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Так, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок; он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя частично обоснованной.
2. Признать действия заказчика - ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми" в части нарушения сроков размещения ответов на запросы на разъяснения документации об электронном аукционе от 22.05.2021 и от 23.05.2021, противоречащим части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
3. Признать действия заказчика - ФКУ "ГМ МСЭ по Республике Коми в части установления в пункте 32 Информационной карты срока действия банковской гарантии в нарушение установленных Законом о контрактной системе требований, в то время как в проекте контракта срок действия банковской гарантии определен в соответствии с требованиями части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, противоречащим части 3 статьи 7, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. С учетом характера установленного нарушения Закона о контрактной системе, стадии закупки, предписание об устранении допущенного заказчиком нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
5. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела в отношении должностного лица заказчика, допустившего установленное нарушение Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 2 июня 2021 г. N 011/06/64-370/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021