Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО город Пушкин (далее - Заказчик):
ООО "ВЕРСТА" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17598-ЭП/21 от 26.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по подготовке и печати газеты "Муниципальный телеграф" (извещение N 0172300002721000022) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300002721000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 497 999, 97 рублей.
В жалобе ООО "ВЕРСТА" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе;
- в установлении непредусмотренного Законом о контрактной системе требования об уведомлении Заказчика о привлечении субподрядчика.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 27 Правил оценки заявок, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27(1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателю "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае использования такого показателя, конкурсная документация должна содержать: зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Анализ конкурсной документации показал, что она содержит, в том числе, следующий порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
Значимость: 40 % (коэффициент значимости критерия 0.4)
Для оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" устанавливаются следующие показатели:
Номер показателя |
Наименование показателя |
Значимость показателя оценки, % |
Коэффициент значимости показателя |
1. |
опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (количество исполненных контрактов/договоров) |
100% |
1 |
В случае несоответствия сведений, содержащихся в документах, представленных в составе заявки для подтверждения квалификации участника закупки в рамках установленных в конкурсной документации показателей оценки, такие сведения признаются недостоверными.
В случае выявления в представленных документах недостоверной информации, заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 54.7. Федерального закона о контрактной системе.
2.2.1. Показатель: Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (количество исполненных контрактов/договоров). (НЦБi)
Значимость: 100 % (коэффициент значимости показателя 1)
Максимальное количество баллов с учетом коэффициента значимости показателя: 100 баллов.
Содержание: В рамках данного показателя оценивается опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, выраженный в суммарной стоимости успешно оказанных услуг, исчисляемых в рублях по успешно исполненным участником контрактам/договорам, заключенным за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2020 г.
Под услугами сопоставимого характера понимаются услуги по подготовке и изданию печатной продукции, а именно: каталогов, справочников, журналов, книг, путеводителей и других подобных изданий, оказанные участником закупки. При этом, если услуги, указанные в предмете контракта/договора не являются сопоставимыми, но в соответствии с условиями контракта/ договора оказана часть услуг сопоставимого характера (а именно, услуги по подготовке и изданию печатной продукции: каталогов, справочников, журналов, книг, путеводителей и других подобных изданий), то в зачет принимается стоимость указанных услуг сопоставимого характера в рамках контракта/договора. В случае, если стоимость указанных услуг сопоставимого характера в рамках контракта/договора определить не представляется возможным, то представленный контракт/договор в зачет не принимается.
Под успешным оказанием услуг понимается исполнение участником закупки контрактов (договоров) в соответствии с условиями, установленными в контрактах, без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Датой исполнения контракта считается дата акта оказанных услуг, подтверждающего оказание услуг по исполненному контракту/договору.
Для подтверждения наличия у участника закупки опыта по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема, в составе второй части заявки на участие в конкурсе также необходимо предоставить реестр исполненных контрактов/договоров, который в обязательном порядке должен содержать следующую информацию: сведения о номерах, датах заключения и предметах контрактов/договоров, а также следующую информацию о таких контрактах/договорах: сведения о наименованиях заказчиков и их идентификационных номерах налогоплательщиков; сведения о наименовании исполнителя (с учетом правопреемственности); сведения о ценах контрактов/договоров в российских рублях; сведения о суммарной стоимости контрактов/договоров в российских рублях; сведения о датах начала и окончания исполнения сторонами обязательств по контрактам/договорам; сведения о номерах записей исполненных контрактов/договоров из реестра контрактов. Реестр исполненных контрактов/договоров должен быть оформлен в виде таблицы, содержащей все сведения в соответствии с настоящим абзацем конкурсной документации*(1).
Сведения подтверждаются следующими документами в электронном виде (электронный образ документа или электронный документ):
- копии заключенных и исполненных без применения к участнику неустоек (штрафов, пеней) государственных (муниципальных) контрактов со всеми приложениями, гражданско-правовых договоров со всеми приложениями,
- копии актов оказанных услуг, копии счетов-фактур (при наличии),
- сведения об оплате по контрактам/договорам (копии платежных поручений на оплату соответствующих услуг или номера реестровых записей из Реестра контрактов, заключенных заказчиками),
- копии иных документов, составленных в результате исполнения таких контрактов/договоров.
Указанные документы должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов/договоров, приложений и дополнительных соглашений к контрактам/договорам (при наличии), а также актов о приемке выполненных работ. При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых документов, на которых видны необходимые сведения, позволяющие определить стороны контракта/договора, дату заключения контракта/договора, предмет контракта/договора, цену контракта/договора, подписи и печати (при наличии). Предложения участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается.
Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе документов, подтверждающих сведения о наличии опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка заявок по указанному показателю производится в соответствии с п. 23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки):
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Итоговый рейтинг заявки (ИР) участника (i) рассчитывается по формуле:
ИР = ЦБi х (КЗ) + НЦБi х (КЗ)
где:
i - номер участника
ЦБi , НЦБi, - количество баллов, присуждаемое участнику по критериям;
КЗ - коэффициент значимости критерия
Победителем признается участник закупки, заявке (предложению) которого присвоен самый высокий итоговый рейтинг.
Комиссия УФАС констатирует, что вышеуказанный порядок присвоения баллов по рассматриваемому критерию содержит пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений, что соответствует Закону о контрактной системе и способствует определению лучшего условия исполнения контракта, а также обеспечивает возможность объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в рассматриваемых действиях Заказчика признаков нарушения Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Принимая во внимание, что начальная (максимальная) цена рассматриваемой закупки не превышает вышеуказанные размеры, контракт заключаемый по результатам процедуры закупки не должен накладывать дополнительные условия к исполнителю о предоставлении информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком.
Вместе с тем, анализ документации содержит условие, согласно которому, исполнитель письменно уведомляет Заказчика о намерении заключить договор подряда с субподрядчиками. В уведомлении должно быть указано: предмет договора, наименование, местонахождение и реквизиты субподрядчика; иные существенные условия договора. Заключение Подрядчиком договора субподряда допустимо только после получения письменного согласия Заказчика на заключение такого договора, что не соответствует положениям ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 8, 14, 32, 33, 54.3, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВЕРСТА" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) В реестре должны содержаться сведения по всем представленным в составе заявки контрактам (договорам) (в рамках показателя). Реестр считается не представленным, если в нём отсутствуют какие-либо сведения, предусмотренные данным абзацем конкурсной документации и/или, отсутствуют сведения о каком-либо контракте (договоре), представленном в составе заявки. В случае, если в реестре по какому-либо контракту (договору) указаны сведения, не соответствующие копии представленного в составе заявки такого контракта (договора), такие сведения признаются недостоверными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июня 2021 г. N 44-2524/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021