Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена" Минздрава России (далее - Заказчик); ООО "Медтехника" (далее - Заявитель) надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. 17124-ЭП/21 от 24.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного на поставку медицинских изделий (извещение N 0372100030621000282) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100030621000282. Начальная (максимальная) цена контракта - 6 933 554,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя:
- в неустановлении в извещении и документации об аукционе ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
-в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласны и считают ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 Приказа Минфина РФ "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки" N 55н от 10.04.2019 - Формирование идентификационного кода закупки осуществляется заказчиком, иным лицом, осуществляющим закупку в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Данные правила также подтверждаются в том числе: - Письмом Минэкономразвития от 18.04.2016 г. N Д28и-1033, согласно которому Заказчик вправе самостоятельно определить код ОКПД2, максимально объективно описывающий объект закупки. - Письмом Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404, согласно которому, учитывая, что Перечень содержит наименования объектов закупок, кодов ОКПД2, Заказчик для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код по ОКПД2 путём соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учётом специфики закупки в области применения.
Постановлением Правительства РФ "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" N 102 от 05.02.2015 - установлены ограничения исходя из содержания ст. 14 Закона о контрактной системе, с указанием кодов товара, при этом необходимо указать на то, что Код ОКПД2, указанный Заказчиком в документации об аукционе, попадает под действие Приложения N 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 только если товар является:
- Контейнером для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов;
- Расходными материалами для аппаратов искусственной вентиляции легких;
- Расходными материалами для аппаратов донорского плазмафереза/тромбоцитафереза;
- Расходными материалами для аппаратов искусственного (экстракорпорального) кровообращения.
Рассматриваемые закупаемые товара указанные в документации об аукционе не подходит под наименования медицинских изделий, на которые распространяются ограничения и условия допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФN 102 от 05.02.2015, по требованиям, установленным заказчиком к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, являющейся объектом закупки:
"1 32.50.21.121 Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования (32.50.13.190-00018 - позиция является укрупненной). Система дыхательных трубок с адаптерами Система предназначена для взрослых, для одноразового применения, раздвижная, реверсивная, конфигурируемая. Система поставляется в сжатом виде. Комплектация системы: два шланга диаметром 22 мм каждый, с длиной в растянутом состоянии 3 м, четыре прямых адаптера 22F с неразъемным соединением, один Y-образный адаптер 22M/15F-22M с неразъемным соединением, угловой адаптер (22M/15F) с портом "Luer-lock" с винтовой герметичной заглушкой, дополнительный шланг диаметром 22 мм, с длиной в растянутом положении
1,5 м, один дополнительный адаптер 22-М-22-М, один резервуарный мешок с наполняемостью
2 литра. Профиль шлангов пологий. Эластичность шлангов в растянутом состоянии 4,4 мл/кПа на метр шланга. Материал шлангов - полипропилен. Материал адаптеров - полиэтилен. Материал резервуарного мешка - эластомер, не содержит латекса. Упаковка: индивидуальная, клинически чистая. 2 32.50.21.121 Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования (32.50.13.190-00018 - позиция является укрупненной). Система дыхательных трубок с адаптерами Система предназначена для взрослых, для одноразового применения, раздвижная, реверсивная, конфигурируемая. Система поставляется в сжатом виде. Комплектация системы: два шланга диаметром 22 мм каждый, с длиной в растянутом состоянии
2 м, четыре прямых адаптера 22F с неразъемным соединением, один Y-образный адаптер 22M/15F-22M с неразъемным соединением, угловой адаптер (22M/15F) с портом "Luer-lock" с винтовой герметичной заглушкой, дополнительный шланг диаметром 22 мм, с длиной в растянутом положении
1,5 м, один дополнительный адаптер 22-М-22-М, один резервуарный мешок с наполняемостью
2 литра. Профиль шлангов пологий. Эластичность шлангов в растянутом состоянии 4,4 мл/кПа на метр шланга. Материал шлангов - полипропилен. Материал адаптеров - полиэтилен. Материал резервуарного мешка - эластомер, не содержит латекса. Упаковка: индивидуальная, клинически чистая. 3 32.50.21.121 Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (32.50.13.190-00009 - позиция является укрупненной). Набор шлангов Набор для одноразового применения, реверсивный. В комплект набора входит: пять циркуляционных гладкоствольных дыхательных трубок, внутренним диаметром 22 мм, длиной не более 1,6 м, с внешним прозрачным армированием и прямым адаптером 22F каждая, У-образный адаптер в количестве 1 штука, диаметром
7,6 мм с герметизирующей заглушкой (22M/15F), влагосборники разборные в количестве 2 штуки, дополнительная циркуляционная гладкоствольная дыхательная трубка в количестве 1 штука, внутренним диаметром 22 мм, длиной
0,5 м и прямым адаптером 22F, соединители с разъемом 22-М-22-М в количестве 2 штуки. Материал изготовления полиэтилен, не содержит латекса4 32.50.21.121 Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования (32.50.50.190- 00001297) Шланг Используется для соединения. Шланг для одноразового применения Шланг имеет конфигурируемый дизайн (изгибается, сжимается и фиксируется в заданной форме), позволяющий контролировать позицию шланга, в связи с чем шлангу можно придать любую необходимую форму. Длина шланга варьируется в диапазоне от 70 мм до 150 мм. Шланг имеет прямые адаптеры 22F+ 15F/22-М. С одной стороны шланг имеет двойное шарнирное соединение с защелкивающейся крышкой с портом диаметром 7,6 мм. Материал шланга - полипропилен. Материал адаптеров - полиэтилен. Упаковка: индивидуальная, клинически чистая. 5 32.50.21.121 Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования (32.50.50.190- 00001297) Шланг Используется для соединения. Шланг для одноразового применения Шланг должен быть гибкий. Длина шланга
170 мм. Шланг имеет прямые адаптеры 22F-22M/15F. С одной стороны шланг имеет двойное шарнирное соединение с защелкивающейся крышкой. Материал шланга - полипропилен. Материал адаптеров - полиэтилен. Упаковка: индивидуальная, клинически чистая. 6 32.50.21.121 Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования (32.50.50.190- 00001297) Шланг Используется для соединения. Шланг для одноразового применения. Шланг должен изгибаться, сжиматься и фиксироваться в заданной форме. Длина шланга должна быть
70 мм в сжатом состоянии и
150 мм в растянутом состоянии. Шланг имеет прямые адаптеры 22F22М/15F. С одной стороны шланг имеет двойное шарнирное соединение с двойной герметичной защелкивающейся крышкой. Материал шланга - полипропилен. Материал адаптеров - полиэтилен. Упаковка: индивидуальная, клинически чистая. 7 32.50.21.121 Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования (32.50.50.190- 00001297) Шланг Используется для соединения. Шланг для одноразового применения. Шланг должен изгибаться. Длина должна быть
170 мм. Шланг имеет прямые адаптеры 22F-22M/15F. С одной стороны шланг имеет двойное шарнирное соединение с двойной герметичной защелкивающейся крышкой. Материал шланга - полипропилен. Материал адаптеров - полиэтилен. Упаковка: индивидуальная, клинически чистая. 8 32.50.21.121 Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования (32.50.13.190-00018 - позиция является укрупненной). Система дыхательных трубок Система предназначена для взрослых, для одноразового применения. Система должна быть коаксиальной. Система состоит из основного гофрированного шланга, с угловым шарнирным соединителем с защитным колпачком, встроенной внутрь основного шланга линии мониторинга СО2 с Луер Лок портом, дополнительного гофрированного конфигурируемого шланга и адаптера прямого 22-М-22-М/15-М. Диаметр основного шланга 30 мм. Длина основного шланга 1,6 м. Длина дополнительного шланга 0,8 м. Материал - полиэтилен.9 32.50.21.121 Система дыхательных трубок Система предназначена для взрослых, для одноразового применения. Система должна быть коаксиальной. Система состоит из основного гофрированного шланга, с угловым шарнирным соединителем с защитным колпачком, с разделительной центральной поперечной мембраной, встроенной внутрь по всей длине основного шланга линии мониторинга СО2 с Луер Лок портом на проксимальном конце с колпачком на держателе, двумя дополнительными гофрированными конфигурируемыми шлангами, резервного мешка, соединителя прямого 22М22М/15-М. Длина основного шланга 1,8 м. Длина первого дополнительного шланга 60 см, второго дополнительного шланга 180 см. Объем резервного мешка 2 л"
Исходя из вышеизложенного, товар, указанный в аукционной документации не подпадает под наименования медицинских изделий, на которые распространяются ограничения и условия допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015, в связи с чем, Заказчиком в документации об аукционе не установлены ограничения в допуске товаров согласно перечню, установленному в Постановлении Правительства РФ N 102 от 05.02.2015, в связи с чем какого-либо обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений извещение и документация об аукционе содержать не должно.
На заседании Комиссии УФАС Заявителем доказательств обратного не представлено.
Таким образом, довод Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованным.
2. Доводы жалобы заявителя о нарушении правил описания объекта закупки также не нашла своего подтверждения ввиду следующих обстоятельств:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Из пояснений Заказчика, полученных на заседании Комиссии УФАС, следует, что описание объекта закупки сформировано из необходимости Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющий его потребности. Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии УФАС не имеется.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявитель участие своих представителей на заседание Комиссии УФАС не обеспечил, в составе жалобы доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, не представил, Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 34, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медтехника" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 24 мая 2021 г. N 44-2520/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021