Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУ центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Центр содействия семейному воспитанию N 11" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 17883-ЭП/21 от 28.05.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту фасада здания (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 14.04.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200144121000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 20 526 770, 88 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении ненадлежащих требований к содержанию первой части заявки, в частности, Заявитель полагает, что Заказчиком необоснованно установлено требование об указании участниками закупки в составе первой части заявки сведений о характеристиках товаров, используемых при выполнении работ.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на жалобу.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 03.06.2021 Комиссией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 08.06.2021.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, а также информацией, размещенной в ЕИС, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
В соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Аналогичные требования установлены Заказчиком в конкурсной документации, так, из содержания п. 3.2 документации следует, что Заказчиком определено, что первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:
1) согласие участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона.
При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику конкурса в допуске к участию в конкурсе;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник конкурса предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что товары, описанные Заказчиком, не подлежат поставке при выполнении работ, ввиду чего, по его мнению, Заказчиком незаконно установлены требования к составу первой части заявки.
В соответствии с п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
В силу п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению любой из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации, условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
В связи с тем, что договор поставки представляет собой частный случай договора купли-продажи, Комиссией УФАС установлено следующее.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые, или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Положения ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации не устанавливают каких-либо требований к существенным условиям договора поставки, соответственно, в силу п. 3 ст. 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора поставки товара считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара.
Комиссия УФАС констатирует, что в Приложении N2 к техническому заданию конкурсной документации Заказчиком установлены требования к товарам. Данное приложение содержит описание требований к конкретным показателям как используемых, так и поставляемых при выполнении работ товаров.
Поставка вышеуказанных товаров образует отдельный объект рассматриваемой закупки, что указывает на то, что заключаемый по итогам закупки контракт будет носить смешанный характер.
Из Приложения N 2 к техническому заданию документации однозначно следует, что поставке подлежат товары, которые не относятся к строительным и расходным материалам. Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчик установил требования к первой части заявки в соответствии с законодательством о контрактной системе. Заявителем доказательств обратного не представлено.
При этом, Комиссия УФАС констатирует, что Приложение N 2 к техническому заданию по мимо требований к поставляемым товарам содержит требования к используемым при выполнении работ товарам.
Вместе с этим, конкурная документация не содержит требований об указании характеристик таких товаров в составе первой части заявки на участие в конкурсе в порядке п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе.
При этом, как следует из установленного в документации порядка оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе, конкурсная комиссия осуществляет оценку первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме участников закупки, допущенных к участию в таком конкурсе, по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Оценка заявок на участие в конкурсе не осуществляется в случае признания конкурса не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 54.5 Закона.
Для оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", в соответствии с пунктом 10 Правил устанавливаются следующие показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров по нестоимостным критериям оценки:
качество товаров (качество работ, качество услуг). Значимость показателя - 100%; Коэффициент значимости показателя - 1.
Сумма величин значимости показателей критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" составляет сто процентов.
Определение количества баллов по заявке будет определяться по каждому показателю в отдельности, при этом общее количество баллов, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" рассчитывается как сумма баллов по каждому показателю критерия оценки заявки, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя. Рейтинг по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" по заявке рассчитывается путем умножения общего количества баллов по показателю, присуждаемых этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" на соответствующую указанному критерию значимость.
Для выявления лучших условий исполнения контракта, участник конкурса самостоятельно составляет свое предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки исходя из своих технологических возможностей, применительно к объекту закупки, описание которого содержится в Техническом задании. Предложение участника конкурса не должно противоречить конкурсной документации. В целях выявления лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках участников, которые не были отклонены, порядок оценки содержит зависимость (формула расчета количества баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями:
- лучшим условием исполнения контракта является наименьшее значение количество баллов, определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi) <1>,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кmin - минимальное предложение из предложений по качественной характеристики, сделанных участниками закупки;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.
- лучшим условием исполнения контракта является наибольшее значение количество баллов, определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax) <2>,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений, сделанных участниками закупки.
Предложение о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки представляет собой описание организации строительно-монтажных работ выполнение которых предполагается на объекте Заказчика, используемой системы контроля качества в рамках выполняемых работ и безопасности производимых таких работ. Конкурсная документация содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, установленным заказчиком требованиям. Для этого, в описании объекта закупки заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Описание объекта закупки содержится в Техническом задании. В соответствующем разделе заказчиком, исходя из собственных нужд, самостоятельно определены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также определены требования к гарантии качества работы и объему предоставления гарантий ее качества, использовав для этого показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации и связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика. Используемые при составлении описания объекта закупки ссылки на технические регламенты, документы, связанные с определением соответствия используемых товаров потребностям заказчика приведены в документации о закупке. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии связана с потребностью заказчика. При составлении предложения о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекту закупки, изложенными в документации о закупке, а также инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в разделе 15 конкурсной документации.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что конкурная документация предусматривает представление участниками закупки в составе первой части заявки сведений об используемых при выполнении работ для целей оценки предложения участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, не представление указанных сведений не будет являться основанием для отказа участнику закупки в допуске к участию в конкурсе в силу прямого указания Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком требования к содержанию первой части заявки не противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 июня 2021 г. N 44-2614/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021