Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
с участием представителей:
ГБОУ начальная школа-детский сад N 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "Спика-Строй" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18113-ЭП/21 от 31.05.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений в 2021 году в зданиях ГБОУ начальная школа-детский сад N 662 Кронштадтского района Санкт-Петербурга по адресам: ул. Коммунистическая, д. 16; Манежный пер., д. 1 (извещение N 0372200055321000015) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 30.03.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200055321000015. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 859 335, 60 рублей.
ООО "Спика-Строй" указало в жалобе на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном допуске к участию в электронном аукционе участников.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 31.05.2021 N0372200055321000015-7 заявки 170, 143, 228 допущены до участия в электронном аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены в Приложении N 2 Технического задания документации об аукционе "Требования к значениям показателей (характеристик) товаров (материалов), поставляемых при выполнении работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям".
Изучив обстоятельства дела, с учетом положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, Комиссия УФАС констатирует, что аукционная комиссия Заказчика имела достаточные основания для признания, конкретных показателей товара, соответствующими потребностям Заказчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела достаточные основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе (по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок), следовательно, в ее действиях не находятся признаки нарушения ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки Комиссией УФАС установлено следующее:
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Инструкция по заполнению первой части заявки содержит в том числе следующее:
В случае, если требование установлено к значениям, указанным через знак "х" и оно стоит перед ними в единственном числе, то оно относится ко всем значениям, указанным через данный знак. В случае установления требований к каждому из значений, указанных через знак "х", необходимо указать все значения, указанные через знак "х" в соответствии с требованиями Заказчика. В случае установления требований одновременно с использованием знаков ";", ",", то знак ";" относится только к двум соседним значениям, разделенным этим союзом (например, требования представлены в виде: "1 , 2 , 3 ; 4" то допустимыми значениями будут являться "1 и 2 и 3" или "1 и 2 и 4"), тоже самое касается союзов "либо" и "и".
Применение заказчиком словосочетания "может быть" после чего идет перечисление значений через знак ",", "либо", "и" означает что, участник вправе выбрать, определить одно или несколько конкретных неизменяемых значений и указать его (их) в своей заявке, в случае, если по совокупности требований к товару необходимо указать несколько значений, участник должен указать несколько значений со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара при этом лента стальная требуется не менее двух разновидностей по ширине.
Применение заказчиком союза "либо", знака ";" при установлении требований к значению показателя означает, что заказчиком установлены требования к вариантам значений показателей, при этом участник представляет сведения без использования данных союзов или знаков, указывая одно конкретное значение.
В случае если Заказчиком установлено требование одновременно к минимальным и максимальным значениям показателей и использованы слова "не менее", "не ниже", "не более", "не выше", "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до" и т.п. то Участнику необходимо указать единственное числовое значение данного показателя, которое должно входить в установленный интервал (с учетом описанного выше правила чтения слов и знаков), при этом участник закупки представляет сведения о конкретных показателях без использования вышеуказанных слов и знаков
При этом Заказчиком установлено в том числе следующее требование конкретного показателя подавляемого товара, например:
"должны быть прочными и герметичными и выдерживать пробное давление воды или воздуха, превышающее не менее чем в 1,5 раза максимальное рабочее давление, но не менее 0,6 Мпа"
Таким образом при применении правил инструкции аукционная комиссия Заказчика и участники имеют возможность субъективной трактовки потребности Заказчика.
Комиссия УФАС приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащей инструкции в аукционной документации.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спика-Строй" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБОУ начальная школа-детский сад N 662 Кронштадтского района
Санкт-Петербурга
Манежный пер., д. 1, лит. А, Кронштадт,
Санкт-Петербург, 197762
тел.: 7-812-4350896
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: (495) 787-29-98
ООО "Спика-Строй"
ул. Автобусная, д. 5, лит. Б, оф. 312,
Санкт-Петербург, 197349
тел.: +7 (921) 410-44-13
Предписание
по делу N 44-2670/21
об устранении нарушений законодательства о закупках
03.06.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2670/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 64, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБОУ начальная школа-детский сад N 662 Кронштадтского района
Санкт-Петербурга, аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200055321000015;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200055321000015 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200055321000015 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 03.07.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июня 2021 г. N 44-2670/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021