Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1" (далее - Заказчик);
ООО "Медикал Сервис" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 18194-ЭП/21 от 01.06.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений, дверных проемов и входных групп здания литера А СПб ГБСУСО "Психоневрологического интерната N1" по адресу: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, ул. Мира д.6. (извещение N 0372200192121000025) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200192121000025. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 962 433,37 рублей.
В жалобе ООО "Медикал Сервис" указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки;
- неправомерного требования к составу первой части заявок на участие в электронном аукционе;
- нарушении ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В жалобе Заявитель сообщает в том числе следующее:
Так, согласно информационной карте документации о закупке, участники должны предоставить в составе первых частей заявок:
- наименование страны происхождения товара.
- конкретные показатели товара, поставляемые при выполнении работ, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно положениям технического задания:
- п. 2.6.1: "Объем, содержание работ, количество поставляемого товара и другие предъявляемые к ним требования определяются расчетом начальной (максимальной) цены контракта (Приложение N1 к настоящему техническому заданию). Все технические (технологические) решения, а также требования к материалам, учтены заказчиком в Приложении N3 к Техническому заданию."
- п. 2.6.2: "Качество работ, являющихся предметом аукциона, а так же используемых материалов (комплектующих и оборудования) должно соответствовать требованиям Заказчика, установленным в Приложении N3 к Техническому заданию и следующей нормативно-технической методической документации"
- п.2.6.3: "Эквивалентность (аналогичность) материалов определяется в соответствии с требованиями и показателями, изложенными в Приложении N3 к Техническому заданию. Все характеристики предлагаемых участниками материалов должны соответствовать характеристикам материалов, указанными в Приложении N3 к Техническому заданию"
- п. 2.6.5: "При выполнении работ обеспечить строительную площадку строительной техникой, поставлять необходимые товары, оборудование, изделия, конструкции, а также осуществлять их разгрузку и складирование, Исчерпывающий перечень поставляемых товаров указан в приложениях N1 и 3 к Техническому заданию. Для осуществления входного контроля с целью проверки соответствия показателей качества поставляемых товаров, материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям государственных стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, Подрядчик предоставляет сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество поставляемых материалов, оборудования, конструкций и деталей. Все товары, материалы, изделия, конструкции и оборудование, указанные в приложениях N1 и N3 к Техническому заданию, передаются по акту комиссии Заказчика для осуществления проверки качества и приемке поставляемых товаров и оборудования до момента применения их в работе. Поставляемые при выполнении работ материалы, изделия, конструкции и оборудование будут приняты к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете".".
При этом, Приложение N1 к техническому заданию - это "Расчет начальной (максимальной) цены контракта" со всеми вложениями, в т.ч. сметными расчетами, а Приложение N3 к техническому заданию - это "Требования к конкретным показателям товаров, поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ".
Согласно положениям проекта контракта:
- п. 4.5.2. "При выполнении работ обеспечить строительную площадку строительной техникой, поставлять необходимые товары, оборудование, изделия, конструкции, а также осуществлять их разгрузку и складирование, Исчерпывающий перечень поставляемых товаров указан в приложениях N1 и 2 к Контракту. Для осуществления входного контроля с целью проверки соответствия показателей качества поставляемых товаров, материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям государственных стандартов, технических условий или технических свидетельств на них, Подрядчик предоставляет сертификаты, технические паспорта или другие документы, удостоверяющие качество поставляемых материалов, оборудования, конструкций и деталей. Все товары, материалы, изделия, конструкции и оборудование, указанные в приложениях N1 и N2 к Контракту, передаются по акту комиссии Заказчика для осуществления проверки качества и приемке поставляемых товаров и оборудования до момента применения их в работе. Поставляемые при выполнении работ материалы, изделия, конструкции и оборудование будут приняты к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете"."
- п. 9.7: "К настоящему контракту прилагаются и являются его неотъемлемой частью
9.7.1. Приложение N1 - Сводный сметный расчет, локальные сметы N1
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, учитывая, что документацией об аукционе установлены требования в том числе к используемым материалам при выполнении работ, согласно вышеуказанным Приложениям, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не установившего в документации об аукционе надлежащим образом требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом, Заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями Заказчика.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Неустановление Заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь, может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным Заказчиком требованиям.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заявителя сообщил в том числе следующее:
Например, в приложении 3 к техническому заданию установлены такие требования к товарам, как, например:
- Оборудование тип 4 - "тип/назначение извещатель пожарный":
"класс извещателя по виду контролируемого признака пожара тепловые или дымовые или пламени или газовые или комбинированные"
Т.е., требование составлено так, что заказчика устроит как "извещатель тепловой", так и "извещатель дымовой", равно как и "извещатель пламени" и "извещатель газовый" и "извещатель комбинированный" - т.е. несколько вариантов осветительного прибора.
Но согласно сметным расчетам, участники могут выбрать только один заведомо известный вариант и никакой другой - только "извещатель дымовой" - в локальной смете N 1 есть только "извещатели дымовые", а остальные не упоминаются:
"Извещатель ПС автоматический дымовой, фотоэлектрический, радиоизотопный, световой в нормальном исполнении"
В локальных сметах 2 и 3 такие товары не упоминаются, а спецификаций и проектных документаций заказчик не размещал.
Т.е., участники вообще не имеют возможности выбора класса извещателя. Так почему заказчик сразу не указал, что ему требуются именно только извещатели дымовые, а построил требования так, что участники могут предложить такой товар, который заведомо не будет соответствовать условиям документации??!!
- Оборудование тип 1:
"тип/назначение осветительный прибор (светильник и/или прожектор) внутреннего или наружного освещения для работы в сетях переменного или постоянного тока напряжением до 1000 В включительно".
Т.е., требование составлено так, что заказчика устроит как "светильник", так и "прожектор" - т.е. несколько вариантов осветительного прибора.
Но согласно сметным расчетам, участники могут выбрать только один заведомо известный вариант и никакой другой - только "светильник" - в локальной смете N 1 есть только "светильники", а прожекторы не упоминаются. В локальных сметах 2 и 3 такие товары не упоминаются, а спецификаций и проектных документаций заказчик не размещал.
Т.е., участники вообще не имеют возможности выбора осветительного прибора. Так почему заказчик сразу не указал, что ему требуются именно только светильники, а построил требования так, что участники могут предложить такой товар, который заведомо не будет соответствовать условиям документации??!!
- Материал тип 3:
"тип/назначение комплект для замены элемента стеновой конструкции, обеспечивающего заполнение дверного проема состав комплекта внутренний межкомнатный однопольный дверной блок с филенкой, системы уплотнений и облицовки, дверные приборы, ручки с защелкой врезной с механизмом дополнительного запирания, устройство для самозакрывания"
"материал деталей замков/защелок должен быть алюминий и его сплавы и (или) цинковые сплавы и (или) сплавы на основе меди и (или) твердые металлокерамические сплавы"
При этом представленное значение должно соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии);"
Однако в сметах вообще не дается характеристик материала деталей замков/защелок дверных блоков - участники в принципе не могут предложить что либо, что учитывало все требования документации, в т.ч. и инструкции.
Согласно сметам, требования к дверным блокам следующие:
Дверь противопожарная металлическая 2,2х1,5 с окошком в комплекте с магнитным ригельным замком, с выпадающим порогом
Дверь противопожарная металлическая 2,2х1,5 с окошком с выпадающим порогом
Дверь противопожарная металлическая 2,2х1,5 с выпадающим порогом
Блоки дверные "Капель" , глухие межконматные ДГ21-08,(в комплекте : дверное полотно, коробка, притворная планка,шпингалеты,ручка,цилиндр с накладкой, замок,петли, наличники,
Блоки дверные "Капель" , глухие межконматные ДГ21-11,(в комплекте : дверное полотно, коробка, притворная планка, шпингалеты, ручка,цилиндр с накладкой, замок,петли, наличники,
Блоки дверные "Капель" , глухие межконматные ДГ21-11,(в комплекте : дверное полотно, коробка, притворная планка,шпингалеты,ручка,цилиндр с накладкой, замок,петли, наличники,
Блоки дверные "Капель" , глухие межконматные ДГ21-11,(в комплекте : дверное полотно, коробка, притворная планка,шпингалеты,ручка,цилиндр с накладкой, замок,петли, наличники2 стороны, добор
- Оборудование тип 3 - "тип/назначение светильник для жилых помещений в комплекте с источником света", Оборудование тип 1 - "тип/назначение осветительный прибор (светильник и/или прожектор) внутреннего или наружного освещения для работы в сетях переменного или постоянного тока напряжением до 1000 В включительно", Оборудование тип 2 - "тип/комплект светодиодный источник света (LED-лента) с блоком питания":
"номинальное значение цветовой температуры, К 2700-6500"
При этом представленное значение должно соответствовать характеристикам товара, указанным в составе закупочной документации: в проектной документации (при наличии) или в сметном расчете (при наличии) или в спецификации (при наличии);"
Однако в сметах вообще не дается характеристик цветовой температуры светильников - участники в принципе не могут предложить что либо, что учитывало все требования документации, в т.ч. и инструкции.
Согласно сметам, требования к светильникам следующие:
Светильник потолочный или настенный с креплением винтами или болтами для помещений с нормальными условиями среды, одноламповый
Светильники светодиодные накладные для ЖКХ, мощность не более 5 Вт, световой поток не менее 360 Лм, диаметр 192 мм, высота 100 мм, степень защиты IP 54
При указанных обстоятельствах, в совокупности положений инструкции (данный перечень не исчерпывающий), Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В силу ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 28.05.2021 NРД2 не содержит ответа по существу, в том числе не содержит указания на раздел содержащий инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Представитель Заказчика должным образом не возразил на данный довод жалобы Заявителя.
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчиком дан ненадлежащий ответ на запрос о разъяснении положений документации, что является нарушением ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст.14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания довода жалобы обоснованным по причине нарушения Заказчиком ст. 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания всех доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 14, 33, 34, 59, 64, 66, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикал Сервис" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1"
ул. Мира, д. 6, Зеленогорск,
Санкт-Петербург, 197720
тел.: +7 (812) 433-88-92
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: +7 (495) 787-29-98
ООО "Медикал Сервис"
Дербеневская наб., д. 7, стр. 2, эт. 3,
пом. 1, ком. 35 (РМ 29),
Москва, 115114
тел.: +7 (903) 677-64-33
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2675/21
07.06.2021 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-2675/21 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 2, 64, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 1", аукционной комиссии устранить нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200192121000025;
- внести изменения в документацию об аукционе, приведя её в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200192121000025 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200192121000025 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.07.2021.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 июня 2021 г. N 44-2675/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021