Резолютивная часть решения оглашена 03.06.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО ЧОП "Ветеранов подразделений специального назначения - СОБОЛЬ" (г.Владимир) на положения документации электронного аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию для нужд ВЛГУ (извещение N 0328100003621000070) в присутствии представителей заказчика - ФГБОУ ВО "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых", заявителя - ООО ЧОП "Ветеранов подразделений специального назначения - СОБОЛЬ"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-506/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО ЧОП "Ветеранов подразделений специального назначения - СОБОЛЬ" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию для нужд ВЛГУ (извещение N 0328100003621000070).
В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик не вправе ограничивать количество участников закупки.
Как следует из п.п. 2.2. п. 2 "Дополнительные условия оказания услуг" ч. 4 "Условия оказания услуг" раздела III "Техническая часть документации об аукционе" исполнитель должен обеспечить оперативное реагирование на сигналы "Тревога" с объектов и охраняемых помещений ВлГУ, группами быстрого реагирования (задержания) численностью не менее 2-х сотрудников, вооруженных каждый автоматическим огнестрельным нарезным оружием, обеспеченными соответствующими видами специальных средств и средствами оперативной связи (Приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587, национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59044-2020 от 24 сентября 2020 г.). Время прибытия группы быстрого реагирования по сигналу "Тревога" на все объекты, учебные корпуса не должно превышать 5-8 минут с момента получения сигнала "Тревога" сотрудниками группы быстрого реагирования.
Данное требование также содержится в п.п. 2 п. 2 раздела 1 Приложение N 1 к гражданско-правовому договору бюджетного учреждения от 2021 г. N 77/21-44 АЭФ "Спецификация на оказываемые услуги"
Между тем, ни Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587, ни национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59044-2020 от 24 сентября 2020 г. не содержат требования о наличии у работников частной охранной организации автоматического огнестрельного нарезного оружия.
Включение в аукционную документацию условия о наличии у сотрудников частной охранной организации автоматического огнестрельного нарезного оружия противоречит требованиям Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587, нарушает права и интересы участников закупки, а также влечет ограничение конкуренции.
Представители заказчика по существу жалобы пояснили следующее.
В пп. 2.2 п. 2 части III "Техническая часть документации об аукционе" Заказчиком было установлено следующее требование:
"Исполнитель должен обеспечить оперативное реагирование на сигналы "Тревога" с объектов и охраняемых помещений ВлГУ, группами быстрого реагирования (задержания) численностью не менее 2-х сотрудников, вооруженных каждый автоматическим огнестрельным нарезным оружием, обеспеченными соответствующими видами специальных средств и средствами оперативной связи (Приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587, национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59044-2020 от 24 сентября 2020 г.). Время прибытия группы быстрого реагирования по сигналу "Тревога" на все объекты, учебные корпуса не должно превышать 5-8 минут с момента получения сигнала "Тревога" сотрудниками группы быстрого реагирования".
Ссылка на Приложение к постановлению Правительства и национальный стандарт РФ относится исключительно к видам специальных средств и средствам оперативной связи, применяемых группами быстрого реагирования, которые установлены непосредственно в Приложение N 2 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 587, национальном стандарте РФ ГОСТ Р 590442020 от 24 сентября 2020 г., т.к. Заказчик в своем техническом задании их не конкретизирует. Это шлем защитный 1 - 3 классов защиты отечественного производства, жилет защитный 1 - 5 классов защиты отечественного производства, наручники отечественного производства "БР-С", "БР-С2", "БКС-1", "БОС", Палка резиновая отечественного производства "ПР-73-М" "ПР-К" "ПР-Т" "ПУГ 1", "ПУС-2", "ПУС-3", средства оперативной связи (радиосвязи), позволяющие в постоянном режиме обеспечивать связь между членами мобильной группы охраны (группы быстрого реагирования) (у каждого охранника при выезде на объект охраны); средства связи, позволяющие в постоянном режиме обеспечивать связь с дежурным подразделением частной охранной организации (у каждого охранника при выезде на объект охраны).
В части, касающейся наличия автоматического огнестрельного нарезного оружия данное указание не влияет на выполнение условий технического задания, т.к. в соответствии с Приложением N 3 п. I постановления Правительства РФ от 14.08,1992 N 587 (ред. от 10.07.2020) - сертифицированные в установленном порядке в качестве служебного оружия могут быть:
а) огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства;
б) огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие отечественного производства;
в) огнестрельное оружие ограниченного поражения отечественного производства.
В данном случае указанное требование в техническом задании, автоматического огнестрельного нарезного оружия, согласно российской классификации (ГОСТ 286532018. Межгосударственный стандарт. Оружие стрелковое. Термины и определения) определяется лишь как термин (значение) огнестрельного оружия, в котором все операции по перезаряжанию выполняются автоматически за счёт энергии пороховых газов, которая выделилась при выстреле.
Таким образом, требования технического задания на оказание услуг по охране объектов и имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию для нужд ВлГУ не нарушает права и интересы участников закупки, а также не влечет ограничении числа участников.
Также заявителем жалобы ООО ЧОП "Ветеранов подразделений специального назначения - СОБОЛЬ" была подана заявка на участие в данной закупке. Заявитель выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона. Запросов на разъяснение положений документации с просьбой внести в нее изменения от заявителя жалобы не поступало.
В силу изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия полагает, что доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил. Кроме того, на участие в указанном электронном аукционе заявителем жалобы ООО ЧОП "Ветеранов подразделений специального назначения - СОБОЛЬ" была подана единственная заявка и она была допущена к участию в аукционе.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации электронного аукциона на оказание услуг по охране объектов и имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию для нужд ВЛГУ (извещение N 0328100003621000070) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ЧОП "Ветеранов подразделений специального назначения - СОБОЛЬ" на положения документации электронного аукциона в электронной форме на оказание услуг по охране объектов и имущества на объектах с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию для нужд ВЛГУ (извещение N 0328100003621000070) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 3 июня 2021 г. N 033/06/33-506/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021