Резолютивная часть решения оглашена 04.06.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Индивидуального предпринимателя _ (далее - заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (N закупки 0128200000121003590) в открытом заседании в присутствии представителей заказчика - администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области _ (решение о назначении от 05.11.2020 N 14), _ (доверенность от 02.06.2021 N 1).
Заявитель, уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, свою явку или явку представителя не обеспечил.
Уполномоченный орган - ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
03.06.2021 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 04.06.2021.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области N закупки 0128200000121003590).
Заявитель полагает, что документация рассматриваемого электронного аукциона содержит нарушения норм действующего законодательства. В частности заявитель указывает на следующее:
1.в техническом задании к товару волейбольной сетки установлено требование - наличие сертификата DVV (Deutscher Volleyball-Verband). По мнению заявителя, данное требование необоснованно и ведет к ограничению потенциальных участников закупки. Любое требование к товару должно быть подтверждено нормативным документом.
2. В инструкции отсутствует описание словосочетаний "более" "менее".
3. В инструкции указано - показатели, сопровождающие словами "не ниже" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком. Показатели, сопровождающие словами "от" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком. Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае имеется противоречие, что вводит участника закупки в заблуждение.
4. Заказчиком не дано разъяснение относительно того, каким образом трактовать символ "/" по позиции "Снаряд спортивной гимнастики, применяемый для выполнения упражнений главным образом в висе и упоре, включающий в себя горизонтально расположенные параллельные жерди, которые шарнирно соединены с вертлюгами, вставленными в полные стойки, укрепленные на металлической раме" Габариты конструкции не менее 1150/1750x380/580x3500 мм и не более 1160/1760x390/590x3510 мм.
5. В пункте 10 указано "Уличный силовой тренажер для верхней тяги" Цвет тренажёра основной - RAL. Цвет тренажёра дополнительный -RAL . Из указанного заявитель делает вывод о том, что неизвестно что имел в виду заказчик, какой рал требуется? Заявитель также указал на то, что RAL -немецкий цветовой стандарт при котором требуется указать цветовое значение в виде цифрового кода.
6.Конструкцией тренажера предусмотрен угол наклона рычагов 400, что способствует максимально эффективной амплитуде движения при выполнении упражнений. Заявитель указывает о том, что заказчиком не определено, что за 400? Аналогично указано в пункте 15 "Уличный кардиотренажер на все группы мышц с безынерционным нагрузочным механизмом ".
7. Предусмотренный конструкцией тренажера угол подъема ноги 220, высота подъема ноги 330 мм, длина хода 420 мм и движущиеся рычаги, обеспечивающие движение рук, позволяют комфортно и максимально эффективно прорабатывать все группы мышц. Угол подъема 220. Однако единица измерения данного не указана.
8. В пункте 7 указано, что "уличные хоккейные борта односторонние с ограждающей сеткой по периметру" на вершинах-г-образных опор должен натягиваться металлический трос в ПВХ оплетке, толщиной не менее 6 мм. В комплекте должны поставляться не менее г-образных опор из металлического профиля горячего цинкования с полимерным окрашиванием. Заказчиком не указано значение - не менее сколько.
9.В местах хвата на рукоятке с помощью специального молекулярного клея закреплены ручки диаметром 34 мм из пластиката поливинилхлоридного марки Элигран, имеющие анатомическую противоскользящую поверхность. Заказчиком не указано слово "эквивалент", что противоречит требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, обязать заказчика внести изменения в аукционную документацию.
Представители заказчика выразили мнение о необоснованности доводов жалобы, пояснив следующее.
Относительно довода 1. Наличие сертификата DVV у волейбольной сетки - характеристика, необходимая заказчику для возможного проведения соревнований по волейболу. С подобным сертификатом выпускаются только качественные волейбольные сетки таких брендов как MIKASA, KV.REZAC, EL LEON DE ORO и др., полностью отвечающие требованиям заказчика. Участник закупки при подаче заявки должен подтвердить наличие у поставляемой сетки наличие такого сертификата.
Относительно довода 2. Инструкция указывает на основные моменты, которые могут стать спорными. При запросе "не менее" или "не более" участник должен указать конкретное значение параметра, требуемого Заказчиком.
Относительно довода 3. Показатели "не ниже" и "от" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее данное минимальное значение показателя, заявленное заказчиком, то есть показатель, указанный участником закупки, не должен быть меньше минимального и может быть равным значению, указанного заказчиком.
Относительно довода 4.Размеры, запрошенные в техническом задании, корректны, так как брусья гимнастические могут регулироваться по высоте и ширине. Данное требование в диапазонном значении указано в техническом задании. Следовательно, габаритные размеры брусьев должны быть указаны с учетом диапазонных значений по длине и ширине, что и показано знаком.
Относительно довода 5. RAL - это цветовой стандарт. Заказчик не требует какой-то конкретный RAL. А для того, чтобы тренажёр был исполнен именно согласно стандарту, запрошен этот параметр.
Относительно довода 6. Запрошен параметр угла наклона рычагов, который предоставлялся на основании запрошенных коммерческих предложений и т.д. Данный параметр запрошен в единицах, указанных на официальных сайтах заводов-изготовителей, где производятся подобные тренажёры.
Относительно довода 7. Участник должен указать конкретный параметр угла подъема, соответствующий техническому заданию. Угол всегда измеряется в градусах, поэтому требование о не указании единиц измерения представители заказчика считают некорректным.
Относительно довода 8. В техническом задании по позиции 7. Уличные хоккейные борта односторонние с ограждающей сеткой по периметру, указано, опоры устанавливаются по не менее 5 шт. по коротким сторонам хоккейных бортов. Следовательно, по мнению представителей заказчика, общее количество должно быть выставлено поставщиком на основании данных в техническом задании.
Относительно довода 9. В соответствии с 44-ФЗ заказчик рассматривает любые марки и наименования, соответствующие техническим характеристикам, указанным в техническом задании, в том числе и любые эквиваленты. Данное требование могло быть уточнено в ходе подачи запроса разъяснений.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
31.05.2021 в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000121003590 и документация электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области.
Начальная максимальная цена закупки составляет 20 824 700,00 рублей.
Пунктом 1, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В Приложении N 2 к Информационной карте электронного аукциона "Показатели товара" заказчиком указан требуемый к поставке товар и приведено описание данного товара.
Рассмотрев требования, содержащиеся в аукционной документации и доводы, изложенные в жалобе, Комиссия пришла к следующему выводу.
По позиции 6 уличные стойки для волейбола (в комплекте с сеткой) заказчиком кроме прочего указано "В комплекте должна быть сетка волейбольная официальная KV.REZAC арт. 15015801 или эквивалент, размер сетки 9,5х1м, толщина нити не менее 3 мм материал должен быть полипропилен, ячейка не более 10 см, верхняя лента 7 см ПЭ, нижняя лента 5 см ПЭ, должны быть боковые вставки из фиберглассового стержня, кевларовый трос не менее 12 м, не менее 6 шнуров для натяж, должен быть сертификат DVV Approved. В комплекте должны быть ограничительные ленты, карманы для антенн и антенны волейбольные. Стойки волейбольные должны быть поставлены в готовом для использования на объекте Заказчика виде, с натянутой сеткой".
В соответствии с информацией, содержащейся в общедоступной сети Интернет, DVV (Deutscher Volleyball Verband - Федерация волейбола Германии. Таким образом, требуемая сетка должна иметь сертификат одобрения Федерацией волейбола Германии. Рассмотрев данное требование заказчика, Комиссия приходит к выводу о том, что требование является необоснованным и избыточным.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Заказчиком императивно установлено требование к предоставлению сертификата DVV Approved - одобренному Федерацией волейбола Германии, в то время как описание объекта закупки должно основываться на требованиях законодательством Российской Федерации, в соответствии с регламентами и стандартами, действующими на территории РФ.
Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение.
2. Рассмотрев довод относительно отсутствия в инструкции описания слов "более", "менее", Комиссия не находит нарушений и несоответствий, так как слово "более" указывает на параметр или размер больший, чем указано заказчиком, аналогично и со словом "менее" - необходимо указать значение меньше заданного.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Вместе с тем, заявителем жалобы не предоставлено надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность данного довода.
3. Рассмотрев довод заявителя относительно указания в инструкции словосочетаний "не ниже" "от", Комиссия приходит к выводу о том, что разъяснение заказчика относительно того, что "показатели, сопровождающие словами "от" являются минимальными значениями, при формировании первой части заявки участник указывает конкретное значение показателя, равное или не превышающее заявленное заказчиком" является некорректным и противоречащим здравому смыслу, так как не представляется указать число "не превышающее" значение "от".
Таким образом, имеет место нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона контрактной системе в сфере закупок.
4. В пункте 9 заказчиком указано "цвет должен быть синий RAL. Длина не менее 3500 мм. Габариты конструкции не менее 1150/1750х380/580х3500 мм и не более 1160/1760х390/590х3510 мм. Профиль швеллер 100х50х5 мм. Вес не более 150 кг. Брусья гимнастические мужские, ОБЛЕГЧЕННЫЕ, жерди должны быть из стеклопластика. Основа должна быть выполнена из швеллера не менее 100х50х5 мм, четыре чугунные литые стойки. Высота верхней поверхности жерди от пола регулируемая 1150 - 1750 мм*. Интервал изменения высоты не менее 50 мм. Расстояние между внутренними поверхностями жердей регулируемое 380 - 580 мм*".
Однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок инструкция не содержит пояснения относительно того каким образом участнику закупки необходимо указывать показатели, перечисленные через символ "/". Отсутствие пояснения (обозначения) в инструкции вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и влечет их последующее отклонение.
Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение.
Кроме того в рамках внеплановой проверки установлено, что в инструкции также не содержится указания на то, каким образом необходимо участникам закупки указывать показатели, указанные через символ "-", например, по позиции 3 "стабильность цвета шкала серого 4-5", что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
5. По ряду позиций при описании объекта закупки заказчиком использовано обозначение RAL. В соответствии с информацией, содержащейся в общедоступной сети Интернет RAL это немецкий цветовой стандарт, цветовая таблица, где каждый цвет имеет определенный код. Однако заказчиком не расшифровано в описании объекта закупки, что такое RAL и как указывать значения данного параметра потенциальным участникам закупки, а также какой именно RAL необходим заказчику.
Таким образом, данный довод является обоснованным.
Рассмотрев доводы жалобы N 6 и N 7 Комиссия установила, что по позиции 10 не указана единица измерения параметра угла наклона - "конструкцией тренажера предусмотрен угол наклона рычагов 400, что способствует максимально эффективной амплитуде движения при выполнении упражнений".
Аналогично не указана единица измерения в пункте 15 угол подъема ноги.
Таким образом, доводы находят свое подтверждение.
8.Рассмотрев пункт 7 Приложения N 2 к Информационной карте, Комиссия установила, что по данному пункту заказчиком не указано количество требуемых г-образных опор "в комплекте должны поставляться не менее г-образных опор из металлического профиля горячего цинкования с полимерным окрашиванием, из профиля не менее 80*80 мм, с толщиной не менее 3 мм, высотой не менее 7 м. Г-образный вынос должен быть не менее 0,5 м. _".
Таким образом, довод заявителя находит свое подтверждение.
9. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Однако в нарушение данной нормы заказчиком в пункте 13 Приложения N 2 к Информационной карте указано: "крепление вертикальных и горизонтальных накопителей осуществляется гайками М14 и М20, оснащенными антивандальными и антикоррозийными колпачками из пластиката поливинилхлоридного марки Элигран диаметром 32 мм высотой 25 мм и диаметром 42 мм высотой 32 мм соответственно. Таким образом, заказчиком указано на конкретную марку.
Таким образом, данный довод заявителя находит подтверждение.
На основании вышеизложенного, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что документация рассматриваемого электронного аукциона требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ИП Индивидуального предпринимателя _ на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключить муниципальный контракт на приобретение оборудования для создания и обустройства ФОКОТ в п.Великодворский Гусь-Хрустального района Владимирской области для нужд (администрации муниципального образования поселок Великодворский (сельское поселение) Гусь-Хрустального района Владимирской области (N закупки 0128200000121003590) частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 4 июня 2021 г. N 033/06/33-508/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021