Резолютивная часть объявлена 01.06.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 04.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
И.С. Болтенко - заместитель руководителя Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области): Н.В. Шихалева (по доверенности);
заказчика - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации: С.В. Лукьяненко (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области) (вх. N 3809 от 26.05.2021) на действия заказчика - Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Калининградской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации" при проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка государственных почтовых знаков (извещение N 0835100001321000006) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 26.05.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании Аукционной документации.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, передача (продажа) марок является подтверждением заключения договора оказания почтовых услуг с альтернативным обязательством, исполнителем по которому может быть исключительно АО "Почта России".
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц РФ АО "Почта России" осуществляет деятельность почтовой связи общего пользования (код 53.10 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности).
Кроме того, АО "Почта России" включено за N 77-1-5 в реестр субъектов естественных монополий, оказывающих услуги общедоступной почтовой связи и осуществляет свою деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании Лицензии N 162571 от 11 апреля 2018 года в порядке правопреемства от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). В силу пункта 10 лицензионных требований, являющихся приложением к указанной лицензии, лицензиат (АО "Почта России) обязан оказывать универсальные услуги почтовой связи.
Заявитель указывает, что по общему правилу знаки почтовой оплаты Российской Федерации предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи.
Таким образом, на территории Российской Федерации универсальные услуги почтовой связи, оплата которых подтверждается нанесенными на почтовые отправления государственными знаками почтовой оплаты, оказывает только АО "Почта России", являющееся субъектом естественных монополий и имеющее лицензию на оказание услуг почтовой связи.
Продажа знаков почтовой оплаты производится исключительно АО "Марка" и АО "Почта России". При этом почтовая марка - это денежная единица, отражающая денежную сумму, на которую АО "Почта России" окажет почтовые услуги при предъявлении этой марки.
Номинальная стоимость почтовых марок и тарифы на универсальные услуги почтовой связи, утвержденные специально уполномоченными органами исполнительной власти Российской Федерации, являются государственной гарантией доступности и качества универсальных услуг почтовой связи, оказываемых АО "Почта России" согласно статье 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи".
Из изложенного следует, что при приобретении знаков почтовой оплаты покупатель фактически приобретает право требования к АО "Почта России" оказания услуг общедоступной почтовой связи.
Согласно документации об Аукционе на поставку знаков почтовой оплаты, данная процедура размещена для удовлетворения потребности в универсальных услугах почтовой связи. Иные потребительские свойства почтовой марки (например, филателистические) Заказчиком не преследовались.
Соответственно, знаки почтовой оплаты в рассматриваемом случае не имеют самостоятельных потребительских свойств, а направлены на удовлетворение потребности Заказчика в оказании услуг почтовой связи, осуществляемых путем пересылки почтовых отправлений.
Так как знаки почтовой оплаты приобретаются как документы, которыми Заказчик намеревается подтвердить наличие права требования к АО "Почта России" об оказании ему универсальной услуги почтовой связи, то ему надлежит осуществлять закупку именно услуг общедоступной почтовой связи (ОКПД 2: 53.10.12.000 - услуги почтовой связи общего пользования) у субъекта естественной монополии АО "Почта России".
В силу того, что почтовые марки продаются строго по номинальной стоимости и предназначены согласно действующим тарифам для оплаты услуг почтовой связи, которые в рассматриваемом случае могло оказать только АО "Почта России", то закупка услуги должна осуществляться, по мнению Заявителя, у единственного поставщика по правилам пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе как услуги, которая относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Следовательно, как указывает Заявитель, способ проведения закупки в виде аукциона на поставку знаков почтовой оплаты Заказчиком выбран неверно, чем нарушены требования части 5 статьи 24 и пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представители Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и пояснил, что действия Заказчика при формировании Аукционной документации, а также при выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупа у единственного поставщика (подрядчиков, исполнителей) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным Законом от 17.08.1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной почтовой связи. Исчерпывающий перечень услуг общедоступной почтовой связи, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, установлен Постановлением Правительства РФ от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Постановление N 637).
Таким образом, заказчик на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе вправе заключить контракт с единственным исполнителем на оказание услуг общедоступной связи, указанных в Постановлении N 637.
Согласно указанному в Постановлении N 637 перечню к сфере деятельности субъектов естественных монополий не относится продажа знаков почтовой оплаты - марок, маркированных конвертов, почтовых открыток.
Как следует из распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" закупка почтовых марок, маркированных конвертов должна быть проведена в форме электронного аукциона в связи с тем, что объекты закупки относится к коду позиции Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 58.19.14.110 - Марки почтовые негашеные, гербовые и аналогичные марки.
Следовательно, закупка почтовых марок, маркированных конвертов может осуществляться заказчиком либо в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, либо путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчиков, исполнителей).
Поставка (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертом, почтовых карточек) не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется государственное регулирование тарифов.
При этом законодательством Российской Федерации не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны учреждений Федеральной почтовой связи.
На основании вышеизложенного, Заказчик считает доводы жалобы несостоятельными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
19.05.2021 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0835100001321000006 и Аукционная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 260 800,00 рублей.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Разделом I. "Общие положения" Аукционной документации, определено следующее:
Наименование и описание объекта закупки, количество товара: поставка государственных почтовых знаков (далее - товар) в соответствии с Приложением N1 к документации об электронном аукционе.
Краткие характеристики, количество товара: предусмотрены в Приложении N1 (Техническое задание) к документации об электронном аукционе.
В приложении N 1 "Техническое задание" к Аукционной документации установлено следующее:
Наименование товара |
Количество (шт.) |
Почтовая марка номиналом 1,00 руб. п.1 инструкции по заполнению заявки |
2 000 |
Почтовая марка номиналом 3,00 руб. п.1 инструкции по заполнению заявки |
5 000 |
Почтовая марка номиналом 5,00 руб. п.1 инструкции по заполнению заявки |
3 800 |
Почтовая марка номиналом 10,00 руб. п.1 инструкции по заполнению заявки |
1 000 |
Почтовая марка номиналом 50,00 руб. п.1 инструкции по заполнению заявки |
3 000 |
Почтовая марка номиналом 54,00 руб. п.1 инструкции по заполнению заявки |
1200 |
ИТОГО |
16 000 |
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утверждено Приказом Минсвязи РФ от 26.05.1994 N 115 (далее - Положение).
По пунктам 1.1., 1.2, 1.5, 3.2 Положения знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
Организация издания и распространения знаков почтовой оплаты осуществляется Федеральным управлением почтовой связи (ФУПС) при Министерстве связи Российской Федерации в соответствии с Положением о Федеральном управлении почтовой связи, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14.08.93 N 798.
Непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско-торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
Номиналы знаков почтовой оплаты соответствуют тарифам на услуги почтовой связи, действующим на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.
Из пункта 4 Приказа Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N 115 следует, что его положения распространяются на государственные учреждения, предприятия и организации почтовой связи.
Действующим законодательством, в том числе Положением, не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны учреждений Федеральной почтовой связи, в связи с чем любое физическое или юридическое лицо имеет возможность приобрести соответствующие знаки у названных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), а также услуг центрального депозитария.
В силу статьи 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Под почтовой связью в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам; услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; почтовые отправления - адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты; операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, которое разработано в целях реализации Федерального закона "О связи", предусматривающее цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации.
Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи" (пункт 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637).
В силу пункта 1 "Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе только на услуги, указанные в перечне услуг общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637.
Вместе с тем поставка (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертом, почтовых карточек) не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется государственное регулирование тарифов, следовательно, не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в частности, АО "Почта России" (УФПС Калининградской области).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что поскольку реализацией исполнения контракта по результатам Аукциона является самостоятельная поставка государственных почтовых знаков для нужд Заказчика, которая не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, в рассматриваемом случае у Заказчика отсутствовали правовые основания для осуществления закупки с указанным объектом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия обращает внимание, что заказчик самостоятельно принимает решение об осуществлении закупки исходя из своих потребностей и выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом предмета закупки и требований и ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях Заказчика при формировании Аукционной документации и выборе способа осуществления закупки отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
В связи с чем доводы жалобы не нашли своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.05.2021 N 0835100001321000006 по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки - АО "Почта России" в лице УФПС Калининградской области, единая комиссия Заказчика, рассмотрев в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе обе части единственной заявки, приняла решение о признании данной заявки соответствующей требованиям Аукционной документации.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Почта России" в лице УФПС Калининградской области необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: |
|
И.С. Болтенко |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
А.Н. Хлусова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 4 июня 2021 г. N 039/06/64-553/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021