Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Автомеханизация" (вх.N 009179) (далее - Заявитель) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок МКУ "Управление закупок" (г. Чайковский) при проведении аукциона в электронной форме на Содержание и обслуживание автомобильных дорог местного значения в г. Чайковский Пермского края (изв. N 0856300008421000158) (далее - Аукцион, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Единой комиссии.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300008421000158 МКУ "Управление закупок" (далее - уполномоченный орган) в интересах МКУ "Жилкомэнергосервис" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на содержание и обслуживание автомобильных дорог местного значения в г. Чайковский Пермского края.
В соответствии с извещением и документацией о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 132 724 242,33 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 13.05.2021 г.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 20.05.2021 N0856300008421000158-3, заявки ООО "Автомеханизация" (идентификационный номер 37) и ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" (идентификационный номер 38) признаны соответствующими требованиям Закона о закупках и аукционной документации по результатам рассмотрения вторых частей заявок. Победителем электронного аукциона, предложившим более низкую цену контракта, признано ООО "Чайковское дорожно-строительное управление"
По мнению Заявителя, Единая комиссия неправомерно признала заявку ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" соответствующей требованиям аукционной документации в связи с тем, что участником не представлено решение об одобрении крупной сделки в надлежащей форме.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о закупках, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Требования к составу заявки на участие в электронном аукционе определены частями 3 - 6 статьи 66 Закона о закупках. Аналогичные требования установлены Заказчиком, Уполномоченным органом в разделе 10 аукционной документации.
Комиссия отмечает, что Закон о закупках, аукционная документация не обязывает участника закупки предоставлять в составе заявки решения об одобрении крупной сделки.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 Закона о закупках, Подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, зарегистрированными в единой информационной системе и аккредитованными на электронной площадке. При этом подача заявок на участие в закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона установлены дополнительные требования, осуществляется только участниками закупки, электронные документы (или их копии) которых размещены в соответствии с частью 13 статьи 24.2 настоящего Федерального закона оператором электронной площадки в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно ч. 19 ст. 68 Закона о закупках, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 настоящей статьи, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 настоящей статьи получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также информацию и электронные документы этих участников, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона. При этом при проведении электронного аукциона в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона проектной документации оператор электронной площадки также направляет заказчику предусмотренные частью 3.1 статьи 66 настоящего Федерального закона первые части заявок таких участников. В течение указанного срока оператор электронной площадки обязан направить участникам соответствующие уведомления.
В соответствии с п. 4 ч. 11 ст. 24.1 Закона о закупках, оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику решение (копию решения) о согласии на совершение или о последующем одобрении крупных сделок по результатам электронных процедур от имени участника закупки - юридического лица с указанием максимальных параметров условий одной сделки.
Комиссией установлено, что ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" в составе аккредитационных документов предоставлено решение N 3 внеочередного общего собрания участников ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" от 27.02.2012 г., которым одобрено совершение крупных сделок по результатам аукционов в электронной форме, с максимальной суммой одной такой сделки не более 150 000 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества, в результате которых у общества возникает обязанность направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N27 от 26.06.2018 г., для квалификации сделки как крупной необходимо одновременное наличие у сделки на момент ее совершения двух признаков:
1) количественного (стоимостного): предметом сделки является имущество, в том числе права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (далее - имущество), цена или балансовая стоимость (а в случае передачи имущества во временное владение и (или) пользование, заключения лицензионного договора - балансовая стоимость) которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
2) качественного: сделка выходит за пределы обычной хозяйственной деятельности, т.е. совершение сделки приведет к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (пункт 8 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Например, к наступлению таких последствий может привести продажа (передача в аренду) основного производственного актива общества. Сделка также может быть квалифицирована как влекущая существенное изменение масштабов деятельности общества, если она влечет для общества существенное изменение региона деятельности или рынков сбыта.
Устанавливая наличие данного критерия, следует учитывать, что он должен иметь место на момент совершения сделки, а последующее наступление таких последствий само по себе не свидетельствует о том, что их причиной стала соответствующая сделка и что такая сделка выходила за пределы обычной хозяйственной деятельности. При оценке возможности наступления таких последствий на момент совершения сделки следует принимать во внимание не только условия оспариваемой сделки, но также и иные обстоятельства, связанные с деятельностью общества в момент совершения сделки. Например, сделка по приобретению оборудования, которое могло использоваться в рамках уже осуществляемой деятельности, не должна была привести к смене вида деятельности.
Любая сделка общества считается совершенной в пределах обычной хозяйственной деятельности, пока не доказано иное (пункт 8 статьи 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Общество не обязано доказывать совершение оспариваемой сделки за пределами обычной хозяйственной деятельности.
В соответствии с п. 2.1, 2.2.1 Устава Общества, ООО "Чайковское дорожно-строительное управление", основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Предметом деятельности Общества является, в том числе, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог, площадок и подъездов, ремонт и строительство промышленных и гражданских объектов, производство продукции и строительных материалов.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ в отношении Общества, основным видом деятельности является 42.11 Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008), группировка кода ОКВЭД 42.11. включает в себя, в числе прочего, также:
- строительные работы но устройству дорожных покрытий автомобильных дорог;
- строительные работы по устройству или восстановлению дорожных покрытий автостоянок из асфальта, бетона и т.п.;
- строительные работы по строительству устройств управлении движением автотранспорта и т.п.;
- работы но установке дорожных ограждений, бордюров, дорожных знаков и т.п.;
- услуги по разработке и техническому обслуживанию дорожных маршрутов и установке указателей;
- работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог;
- работы но разметке дорожных покрытий, автомобильных стоянок и аналогичных поверхностей и др.
Материалы жалобы не содержат доказательств того, что заключение контракта по результатам оспариваемого конкурса является для ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" крупной сделкой. В частности, Заявителем не доказано наличия совокупности количественного и качественного признаков того, что упомянутая сделка является для ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" крупной.
Помимо прочего, самим ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" в адрес Комиссии представлены возражения на жалобу, в которых указано, что заключение контракта, являющегося предметом рассматриваемого электронного аукциона, является для Общества сделкой в рамках обычной хозяйственной деятельности и не выходит за ее пределы, в связи с чем, ее одобрение общим собранием участников не требуется.
В обоснование своей позиции, Общество руководствуется пунктом 16.2 устава Общества, согласно которому крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения Обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества Общества. При этом стоимость отчуждаемого Обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета за последний отчетный период, а стоимость приобретаемого Обществом имущества - на основании цены предложения.
Не являются крупными сделками сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности Общества.
Решения об одобрении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения, стоимость которого составляет от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества Общества относится к компетенции Наблюдательного совета
Согласно ч. 8 ст. 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, для целей настоящего Федерального закона под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, которые приняты в деятельности соответствующего общества либо иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки таким обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
Обществом ООО "Чайковское дорожно-строительное управление" указывается, что Обществом в период с января 2018 по 2020 гг. заключено и исполнено контрактов на сумму 149 млн. рублей по результатам электронных аукционов по основному виду деятельности. На момент рассмотрения жалобы, действующих договоров у ООО "Чайковское ДСУ" на сумму 42 млн.рублей, обязательства по которым уже исполнены на сумму 15 млн. рублей.
Следовательно, Комиссия приходит к выводу о том, что заключение контракта по рассматриваемому аукциону не приведет к существенному изменению масштабов деятельности общества. Доказательств иного в материалы по жалобе не представлено.
В силу ч. 1, 2 ст. 69 Закона о закупках, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона о закупках, заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Единой комиссии при рассмотрении второй части заявки ООО "Чайковское ДСУ" и признании ее соответствующей требованиям Закона о закупках и аукционной документации.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Автомеханизация" (вх.N 009179) на действия Единой комиссии по осуществлению закупок МКУ "Управление закупок" (г. Чайковский) при проведении аукциона в электронной форме на Содержание и обслуживание автомобильных дорог местного значения в г. Чайковский Пермского края (изв. N 0856300008421000158) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021