Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ГДКБ N1" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для обеспечения процесса стерилизации медицинских инструментов (изв. N 0356500000921000096),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500000921000096, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку расходного материала для обеспечения процесса стерилизации медицинских инструментов.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.05.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 167 739,34 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 28.05.2021 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком, в нарушение положений Закона о закупках Заказчиком указано, что на закупаемые товары отсутствует КТРУ.
В отношении данного довода Комиссия отмечает, что в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о закупках порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
Согласно п.7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
В извещении о проведении закупки указан код ОКПД 2 - 32.50.13.190 "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки"
Согласно пунктам 1- 3 Технического задания, к поставке требуется: "Пакет влагопрочный для паровой и воздушной стерилизации"
Комиссия отмечает, что в КТРУ для кода ОКПД2 32.50.13.190 отсутствует позиция, соответствующие объекту закупки, указанному в п. 1-3 технического задания.
Таким образом, в силу п.7 Правил использования каталога, Заказчиком правомерно установлено описание товара без использования кода КТРУ.
2. По мнению Заявителя, установленные в п.4 Технического задания характеристики товаров ведут к ограничению конкуренции.
Заявитель указывает, что в указанном пункте Заказчиком описан товар по совокупности требований соответствующий только продукции iPACK (АЙПАК) единственного производителя ООО "ИНТЕРСЭН-плюс".
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 4 Технического задания Заказчику требуются трубки силиконовые.
В письменных пояснениях Заказчика указано, что на товарном рынке представлены эквиваленты, описание объекта закупки соответствует продукции как минимум двух производителей. Данный факт свидетельствует о том, что любой желающий может закупить соответствующий товар и поучаствовать в закупке.
Комиссия отмечает, что требованиям Технического задания (п.4) также соответствует товар производителя АО "МедСил", что подтверждается письмом указанного производителя.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов участника закупки лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о несоответствии вышеприведенных товаров требованиям аукционной документации, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки, ввиду чего у Комиссии отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указаный довод жалобы Заявителя не нашел объективного подтверждения и является необоснованными.
3. Также, Заявитель полагает, что в п.4 Технического задания Заказчиком использован нерегламентированный термин.
Согласно Техническому заданию (п.4), Заказчиком установлена следующая характеристика товара: Уровень термической и химической устойчивости трубки - высочайший.
Из пояснений Заказчика следует, что данным требованием устанавливается соответствие назначению товара, соответственно, уровень термической и химической устойчивости трубки должен обеспечивать защиту пакетов от проколов острыми инструментами стерильной упаковки как в процессе стерилизации, так и в процессе хранения. Данное значение установлено в качестве эксплуатационной характеристики объекта закупки.
В п. 2. ч. 1. ст. 33 Закона о закупках, установлена обязанность применения показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки и не устанавливает обязанность Заказчика использовать установленные требования в отношении эксплуатационной характеристики объекта закупки.
Также, Комиссия отмечает, что Заявителем, в отношении данного положения технического задания, запросы о разъяснении положений документации электронного аукциона не направлялись.
Согласно протоколам рассмотрения заявок и подведения итогов, ООО "СТРОЙМОСТ" заявку на участие в рассматриваемой закупке не подавало.
Более того, Заявителем в нарушение требований ч. 9 ст. 105 Закона о закупках, не представило доказательств того, что указанные критерии оценки заявок ограничивают конкуренцию между участниками закупки и нарушают права Заявителя.
4. Заявитель считает, что Заказчиком указан неверный код ОКПД2 на п.4 Технического задания. Остальные позиции обладают кодом 32.5, который включен в Приказ N126. Согласно Приказу Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.
Из пояснений Заказчика следует, что указанные трубки используются во время цикла стерилизации для защиты пакетов от прокола и являются неотъемлемой частью закупки, т.к. Заказчику необходимо чтобы данные стерилизационные материалы поставлялись одновременно с упаковкой для использования в едином технологическом цикле.
Комиссия отмечает, что согласно п.4 Технического задания к поставке требуются трубки силиконовые, используемые в медицинской деятельности медицинской организации, что соответствует коду ОКПД 2 32.50.13.190.
Вместе с тем, код ОКПД2 - 22.21.29 "трубы, трубки, шланги и их фитинги прочие" указанный в жалобе Заявителя не предполагает использование товара в медицинской деятельности, соответственно не может быть применён Заказчиком.
Комиссия отмечает, что все позиции Технического задания являются приспособлениями, применяемыми в медицинских целях и относятся к коду ОКПД2- 32.50.13.190, в связи с чем требования, указанные в Техническом задании, установлены Заказчиком в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018, следовательно, указанные действия Заказчика не противоречат положениям Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТРОЙМОСТ" на действия ГБУЗ ПК "ГДКБ N1" при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для обеспечения процесса стерилизации медицинских инструментов (изв. N 0356500000921000096) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 июня 2021 г. N 009024/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021