Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Датум Групп" (вх.N 009339) (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа (далее - конкурсная комиссия) при проведении открытого конкурса в электронной форме на Проведение технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения (изв. N 0156600007021000001) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Заказчика, Конкурсной комиссии.
Уведомлением Пермского УФАС России (N 006632-21 от 02.06.2021) рассмотрение жалобы было назначено на 03.06.2021 в 14:45 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 07.06.2021 с целью анализа доводов жалобы, аукционной документации и принятия решения. После перерыва рассмотрение жалобы продолжено Комиссией в прежнем составе без вызова сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600007021000001 Управлением жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа (далее - Заказчик, Организатор совместной закупки) для нужд заказчиков в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа Пермского края, Управления капитального строительства администрации Лысьвенского городского округа Пермского края, Управления развития инфраструктуры администрации Осинского городского округа Пермского края, Управления ЖКХ, благоустройства и транспорта администрации Нытвенского городского округа Пермского края, Администрации Красновишерского городского округа, Управления капитального строительства администрации Бардымского муниципального округа Пермского края, Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края проводилась совместная закупка в форме открытого конкурса в электронной форме на проведение технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения.
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 46 555 709,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 27.05.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что Конкурсной комиссией неправомерно отклонена заявка Заявителя на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
Согласно ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать, в том числе:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Аналогичные требования к порядку подачи заявки установлены Заказчиком в разделе 8 информационной карты конкурсной документации.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса в электронной форме не допускается к участию в открытом конкурсе в электронной форме в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 4 статьи 54.4 настоящего Федерального закона (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), или предоставления недостоверной информации.
В соответствии с п.п. 1-3 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2, 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, объектом закупки является проведение технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения. Подробное описание объекта закупки указано в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта"
В техническом задании Заказчиком установлены требования к порядку оказания услуг технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения.
При этом, согласно п. 22 Технического задания, Документация по разработанной схеме канализации передаётся заказчику в 2-х экз. в переплетенном виде на бумажном носителе и в 1 экз. на внешнем жестком диске (требования к внешнему жесткому диску установлены в приложении N 10 к техническому заданию) , полностью соответствующем экземпляру на бумажном носителе.
Приложением N 10 к Техническому заданию установлены требования к товарам, поставляемым при оказании услуг, в которых указаны следующие требования к поставляемому товару "Портативный внешний накопитель":
N п/п |
Наименование товара |
Наименование показателя |
Значение показателя |
1 |
Портативный внешний накопитель |
Внешний вид |
|
Размеры |
129,5 мм x 80,8 мм x 16,1 мм/80 мм х 80 мм х 11,2 мм |
||
Вес |
46 г/185 г |
||
Тип USB |
micro USB - USB type A/USB Type C - USB Type A |
||
Интерфейс подключения |
USB 3.2 gen 1/USB 3.2 gen 2x2 |
||
Максимальная скорость интерфейса |
До 20 гБит/с |
||
Хранилище | |||
Емкость |
Не менее 400 ГБ |
||
Тип накопителя |
1,8" SSD / 2,5" HDD |
||
Рабочая обстановка | |||
Рабочая температура |
0°C ~ 70°C/ 5°C ~ 55°C |
||
Рабочее напряжение |
5 В |
В приложении N 6 к конкурсной документации приведена инструкция по заполнению заявки, в которой также приведены требования к указанию конкретный показателей поставляемых при оказании услуг товаров.
Исходя из правовой позиции ФАС России, выраженной в письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20, в соответствии с частью 4 статьи 54.4, пунктом 2 части 3 статьи 66 (за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1), подпунктом 3 части 6 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ (оказании закупаемых услуг), первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации о закупке.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Дополнительно следует отметить, что сами по себе требования к качественным характеристикам товара (поставляемому и используемому) устанавливаются заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 как для соблюдения интересов заказчика путем обеспечения возможности осуществления проверки качества товара и надлежащего исполнения подрядчиком/исполнителем обязательств по контракту, так и для соблюдения прав и интересов участников закупки, которые могут оценить и рассчитать свои возможности для надлежащего выполнения работ и добросовестного исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с п. 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н (далее - Стандарт), к основным средствам относятся активы независимо от их стоимости, если они предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом) для выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), выполнения работ, оказания услуг либо для управленческих нужд.
При этом, пунктом 8 указанного стандарта определены критерии признания объекта основным средством, которыми являются:
- получение (прогноз получения) экономических выгод или полезного потенциала от его использования;
- возможность надежно оценить его первоначальную стоимость как объекта учета.
Заказчик указывает, что порядок передачи Заказчику переносного жесткого диска в ходе осуществления оспариваемой закупки предполагает его непосредственную физическую передачу от Подрядчика к Заказчику по итогам оказания услуг по контракту по акту передачи (в произвольной форме) с последующим принятием Заказчиком к бухгалтерскому учету в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". При этом порядок передачи товара регламентирован общими требованиями ст. 513 ГК РФ и отдельной детализации в контракте не требует. Кроме того, необходимо отметить, что указанный товар не используется при оказании услуг и их оказание возможно без такого товара.
При этом, в материалы по жалобе представлены внутренние акты заказчиков, в соответствии с которыми осуществляется приемка поставляемых в рамках оказания услуг товаров и постановка их на бухгалтерский учет.
На основании указанного выше, с учетом отсутствия доказательств того, что передача информации на внешнем жестком диске, к которому установлены соответствующие технические характеристики, не связана с предметом закупки, в том числе, с учетом положений пункта 10 Стандарта, Комиссия приходит к выводу, что жесткий диск следует признать объектом основных средств, соответственно, товаром, поставляемым при оказании услуг, как объект, выполняющий самостоятельные функции и предназначенный для выполнения определенной работы.
Следовательно, при подаче заявки на участие в конкурсе, в силу п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе и соответствующих положений конкурсной документации, в первой части заявки необходимо было указать конкретные показатели поставляемого товара "Портативный внешний накопитель".
Комиссия обращает внимание, что аналогичные выводы сделаны в решении Арбитражного суда Пермского края от 15.03.2021, постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2021 по делу А50-30901/2020, где судами рассматривалась аналогичная ситуация при передаче заказчику результата оказанной услуги на портативном внешнем накопителе.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 27.05.2021 NПРОI1, заявке Заявителя было отказано в допуске к участию в конкурса по основанию: непредоставление информации, предусмотренной п/п 2.1 п.2 раздела 8 Информационной карты конкурсной документации и ч. 4 ст. 54.4 Федерального закона N44-ФЗ (п. 1 ч. 3 ст. 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ и п/п 1 п. 3 раздела 12 конкурсной документации). Принятое решение Конкурсной комиссией обосновано тем, что в предложении участника закупки отсутствуют сведения о предлагаемых товарах, поставляемых при выполнении работ, требования к которым установлены в Приложении 10 "Требования к товарам, поставляемым при оказании услуг" Приложения 3 "Техническое задание" к информационной карте показателей товаров (в составе заявки представлено только "согласие").
Из анализа заявки ООО "Датум Групп", Комиссией не установлено наличие в составе заявки конкретных показателей поставляемого товара "Портативный внешний накопитель".
Следовательно, Конкурсной комиссией было правомерно отказано Заявителю в допуске к участию в конкурсе по основаниям, указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
В этой связи, доводы жалобы Заявителя о несогласии с решением Конкурсной комиссии, признаются Комиссией необоснованными.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Датум Групп" (вх.N 009339) на действия Комиссии по осуществлению закупок Управления жилищно-коммунального хозяйства и транспорта администрации Чайковского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на Проведение технического аудита состояния очистных сооружений и сетей водоотведения (изв. N 0156600007021000001) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 июня 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021