Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТУРЭКСПЕРТ" (далее - Заявитель) на действия ГБУ ПК "Центр развития туризма" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по отправке делегаций Пермского края на мероприятия всероссийской форумной кампании (изв. N 1056500004121000018),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчик.
Рассмотрение жалобы было назначено на 07.06.2021 в 11:30 (уведомление от 02.06.2021 N 06629-21). С целью ознакомления с дополнительными пояснениями Заявителя в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 18:00 08.06.2021. Рассмотрение продолжилось после перерыва, без участия сторон.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 1056500004121000018 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на оказание услуг по отправке делегаций Пермского края на мероприятия всероссийской форумной кампании.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 397 211,33 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 01.06.2021 г.
1. Заявитель полагает, что Заказчиком в конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, а именно ограничение контрактов по году выполнения не соответствует Закону о закупках.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.02.2019 N 200, от 20.03.2020 N 309)
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что критерии оценки заявок на участие в конкурсе установлены Заказчиком в Приложении 1 "Критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки" к конкурсной документации.
Критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участников конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий подкритерий "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ (оказания услуг), связанных (сопоставимых*) с предметом закупки по характеру и объему".
Так, по подкритерию "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ (оказания услуг), связанных (сопоставимых*) с предметом закупки по характеру и объему" указано следующее:
Предметом оценки является наличие заключенных и исполненных** участником конкурса контрактов (договоров) по выполнению работ (оказанию услуг), сопоставимых* с предметом закупки за период с 01 января 2018 года по дату окончания подачи заявок (не более 3 контрактов) на участие в конкурсе, цена каждого из которых должна составлять не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта с приложением актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), подписанных со стороны Исполнителя и Заказчика, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) в полном объеме.
Комиссия находит необоснованным и не соответствующим установленным принципам Закона о закупках установленное Заказчиком, Уполномоченным органом ограничение возможности представления для оценки по указанному критерию контрактов, выполненных лишь в период с 01.01.2018 г.
Установленное Заказчиком, Уполномоченным органом требование к представляемым для оценки контрактам по мнению Комиссии может привести к ограничению числа участников в данной процедуре, имеющих исполненные контракты/договоры ранее указанного срока (например, за 5 лет до даты окончания подачи заявок на участие в Конкурсе).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что требование в отношении срока исполнения контракта является ненадлежащим, как не соответствующее ст. 8 Закона о закупках. В этой связи, Комиссия признает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
Ответственность за данное правонарушение установлена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
2. Заявитель полагает, что Заказчиком установленный предмет оценки подкритерия "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ (оказания услуг), связанных (сопоставимых*) с предметом закупки по характеру и объему" критерия оценки заявок "Квалификация участников конкурса" ограничивает количество участников закупки.
В конкурсной документации установлено, что сопоставимым опытом работы является опыт выполнения работ (оказания услуг) услуги по организации участия делегаций субъектов Российской Федерации в мероприятиях, проводимых на территории Российской Федерации с 01.12.2018 по дату окончания подачи заявок, по мнению Заявителя, ограничивает количество участников закупки
Комиссия отмечает, что указанный выше предмет оценки по подкритерию "Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ (оказания услуг), связанных (сопоставимых*) с предметом закупки по характеру и объему" критерия "Квалификация участников конкурса" не противоречит требованиям Закона о закупках и Правил.
Действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений и их показателей, что позволяет заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
В письменной позиции Заказчика представлено обоснование его потребности наличия опыта организации мероприятий на территории Российской Федерации, а именно: к мероприятиям, проводимым Заказчиком на территории РФ, а также иных субъектов РФ применяется специальная нормативная база, в том числе методические рекомендации по организации и проведению молодежных форумов в рамках Всероссийской форумной кампании, в соответствии с которыми обеспечение/ организация участия делегаций субъектов РФ в мероприятиях Всероссийской форумной кампании включает в себя несколько составляющих: организация трансфера делегатов субъектов РФ; организация проживания и питания делегатов субъектов РФ; организация оплаты организационных и страховых взносов, обеспечивающих участие делегатов субъектов РФ.
Также Комиссия отмечает, что объектом закупки является оказание услуг по отправке делегаций Пермского края на мероприятия всероссийской форумной кампании, т.е. требуется опыт проведение мероприятий на территории Пермского края, а также иных субъектов РФ, следовательно, требование о сопоставимости наиболее полно отражает потребность Заказчика по выявлению лучших условий исполнения контракта.
На основании указанного, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушений положений Закона о закупках не имеется.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТУРЭКСПЕРТ" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по отправке делегаций Пермского края на мероприятия всероссийской форумной кампании (изв. N 1056500004121000018) обоснованной п. 1 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленных нарушений Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание;
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 июня 2021 г. N 009269/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021