Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
<_><_>
В присутствии (лично):
<_>
рассмотрев жалобу ООО "Медико -Производственная Компания "Елец",
У С Т А Н О В И Л А:
31.05.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Медико -Производственная Компания "Елец" (далее - Заявитель) на действия КОГБУЗ "Кировская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для оказания паллиативной помощи (номер извещения 0340200003321005489). Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок".
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании аукционной документации.
Согласно доводам жалобы Заявителя совокупности требований, установленных для поставляемых товаров по позициям 1,2 технического задания, которыми установлено, что поставляемые шприцы должны быть совместимы со шприцевыми насосами марки Перфузор от компании B.Braun. При этом, согласно руководству по эксплуатации шприцевого насоса Перфузор Компакт С от компании B.Braun для данного насоса установлены обязательные требования в части обеспечения безопасности пациента, в частности, предписывает использовать только такие комбинации оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Использование не рекомендуемых или не одобренных расходных материалов может влиять на технические характеристики и не может гарантировать обеспечение безопасности пациентов.
Руководством по эксплуатации установлен перечень совместимых с данным оборудованием шприцев, в котором значатся шприцы исключительно зарубежных производителей. Аналогичная ситуация и с другими моделями шприцевых насосов марки Перфузор от компании B.Braun.
Таким образом, включение в техническое задание шприцев, совместимых со шприцевыми насосами Перфузор и расходных материалов, не требующих такой совместимости, фактически исключает возможность отечественным производителям шприцев воспользоваться гарантированным Законодателем преимуществом, установленным постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N102).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 03.06.2021 года.
Заявитель о времени, дате и месте заседания Комиссии извещен, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, явку представителя не обеспечил, дополнительных заявлений, ходатайств не представил.
Уполномоченное учреждение явку не обеспечило, направило письменные пояснения, из которых следует, что включение в документацию об аукционе показателей, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупках.
Заказчик поддержал письменные пояснения, указал, что пунктами 1, 2 Технического задания установлено, что поставляемые по данным пунктам шприцы должны быть совместимы с насосами Перфузор "Б. Браун Мельзунген АГ", имеющимися в наличии у Заказчика. Техническое задание и аукционная документация сформированы исключительно на основании потребностей медицинского учреждения, а также на основании действующего законодательства.
Постановление Правительства N 102 не содержит запрета на объединение в один лот товаров, которые одновременно входят в перечень продукции по ОКПД ОК 034-2007 (КПЕС 2002), изделия медицинского назначения, являющиеся предметов аукциона связаны между собой технологически и функционально, используются вместе и подменяют друг друга.
Сообщил, что совместимые с шприцевыми насосами марки Перфузор, выпускаются не только иностранными компаниями, но и российскими производителями, например: ООО "МИМ", г.Тюмень. Предметом опубликованного электронного аукциона является поставка, а не производство вышеуказанных шприцев, считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
19.05.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321005489 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для оказания паллиативной помощи. Начальная (максимальная) цена контракта - 449 000.00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 31.05.2021 года в 9-00.
В соответствии п. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.10 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства N102 установлены ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств.
Так, в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением Правительства N 102, включен ОКПД2 32.50.13.110 "Иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Согласно п. 2(2) Постановления Правительства N 102 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень N 1 и не включенные в него. Вместе с тем, все закупаемые заказчиком товары включены в указанный перечень и Постановление Правительства N 102 подлежит применению вне зависимости от страны происхождения товара в порядке, установленном пунктом 2 данного постановления.
В соответствии с п. 17 Информационной карты установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд в соответствии с постановлением Правительства N 102 в соответствии с перечнем N1.
Техническим заданием установлены следующие требования к закупаемому товару, в том числе: позиции 1 и 2 - шприцы общего назначения - (32.50.13.110-00004577), которые совместимы с насосами Перфузор "Б.Браун Мельзунген АГ", имеющимися в наличии у заказчика (согласно инструкции производителя и технической документации), а также шприцы по позициям 3-5 без совместимости с имеющимся оборудованием.
Таким образом, объектом закупки является товар, входящий в Перечень N 1 Постановления Правительства N 102, следовательно, Заказчиком правомерно установлены соответствующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
В рамках данной закупки Заказчик реализовывает потребность медицинского учреждения в шприцах единого функционального назначения, но с различными техническими характеристиками, с целью максимального охвата возможных вариантов применения указанных изделий медицинского назначения при проведении медицинских процедур.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, поскольку поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья, как пациентов, так и медицинского персонала, а также привести к срыву лечебного процесса. Заказчик в технической части документации установил требование к товарам для выполнения задач, направленных на оказание высокоэффективной помощи населению.
Право Заказчика на указание в закупочной документации производителя запасных частей и расходных материалов к уже имеющемуся у него оборудованию прямо предусмотрено подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Северо - Кавказского округа от 02.02.2018 N Ф08-11029/2017 по делу N А32-13039/2017).
Таким образом, Заказчик при формировании технической части документации об аукционе в электронной форме руководствуется объективными потребностями и при этом соблюдает условия о недопущении ограничения количества участников закупки, что так же подтверждается коммерческими предложениями, на базе которых сформирована начальная (максимальная) цена контракта.
Учитывая изложенное, довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Медико - Производственная Компания "Елец" на действия КОГБУЗ "Кировская областная детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для оказания паллиативной помощи (номер извещения 0340200003321005489).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Председатель комиссии <_>
Члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 4 июня 2021 г. N 043/06/33-468/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021