Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Джули" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Комитета дорожного хозяйства Республики Северная Осетия - Алания (далее - Комитет, Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001193 на выполнение работ по ремонту автодороги Владикавказ-Ардон-Чикола-Лескен 2, км72,255-км 76,5 (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
28 мая 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на действия Комитета при проведении Конкурса.
Заявитель считает, что документация о проведении Конкурса не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
1. Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев. По критерию "квалификация участника закупки" Заказчиком оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) в период 2019-2020 гг. При этом, под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки государственного и/или муниципального контракта (контрактов) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Для оценки заявок (предложений) по указанному показателю учитываются исполненные государственные и/или муниципальные контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту и/или ремонту линейного объекта в период 2019-2020 гг. Требование о предоставлении исполненных контрактов (договоров) без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора), является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, объективно сопоставить предложения участников конкурса и может привести к ограничению конкуренции.
Тем самым, по мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
2. По критерию "квалификация участника закупки" Заказчиком оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены в период от 2019-2020 гг., что, по мнению Заявителя, может привести к ограничению числа участников Конкурса, имеющих исполненные контракты/договоры ранее или позднее указанного срока, что противоречит требованиям части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе.
3. По критерию "квалификация участника закупки" Заказчиком оцениваются исключительно контракты/договоры, которые исполнены в период от 2019-2020 гг. При этом, Заказчиком установлено, что подтверждением являются копии государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.
По мнению Заявителя, требование о предоставлении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, является ограничивающим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что, в свою очередь, нарушает требование части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы Комитет указал:
1. По нестоимостному критерию оценки "Квалификация участника закупки" оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя). Если при выполнении работ было зафиксировано, что подрядчик (исполнитель) допускал неисполнение обязательств, ненадлежащее исполнение обязательств или нарушение сроков исполнения обязательств, такой опыт нельзя назвать успешным выполнением работ.
2. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки, критерии этой оценки, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия регламентируются Законом о контрактной системе и постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1085, Правила оценки). При этом, ни Закон о контрактной системе ни Постановление N1085 не содержат требований, какие именно документы являются подтверждением исполнения контрактов (договоров) и за какой период их необходимо запрашивать.
Тогда как, пунктом 10 Правил за Заказчиком закреплено право устанавливать в конкурсной документации показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям, т.е. Заказчик вправе на свое усмотрение определять, что является подтверждением наличия у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя), соответствующего объекту закупки.
Успешное выполнение работ в указанный в критериях оценки период (2019-2020 гг.) подтверждает то, что участник закупки действительно имеет необходимый опыт работы, так как в последние годы его деятельность не прерывалась на долгий период.
3. По мнению Заказчика, порядок оценки заявок, установленный в конкурсной документации соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Постановления N1085. Кроме того, заказчик указал, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника. Данное условие является подтверждением того, что установленные критерии оценки заявок не затрудняют участие в закупке и не ограничивают конкуренцию.
Также представитель Заказчика отметил, что им в документации значимость критериев была установлена в следующих размерах:
95% - значимость стоимостного критерия оценки (процентов) "Цена контракта";
5% - значимость нестоимостного критерия оценки (процентов) "Квалификация участника закупки".
Из размера величин значимости критериев можно сделать однозначный вывод, что Заказчиком при формировании документации было отдано предпочтение в сторону значимости стоимостного критерия оценки (95%) и лишь (5%) на значимость нестоимостного критерия оценки, т.е. им установлены такие величины значимости критериев, которые позволяют потенциальным участникам закупки, даже не имеющим опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя), нивелировать это путем снижения цены, что удовлетворяет интересам как Заказчика в части экономии бюджетных средств, так и потенциального участника закупки, не имеющего опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя).
На основании изложенного, Комитет считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 30 апреля 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания), как уполномоченным органом, были размещены извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001193 на выполнение работ по ремонту автодороги Владикавказ-Ардон-Чикола-Лескен 2, км72,255-км 76,5 и Документация для проведения указанного Конкурса, утвержденная 09.02.2021 Комитетом (далее - Конкурсная документация).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом, частью 9 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных статьей 32 Закона о контрактной системе критериев или их величин значимости, установленных частью 6 статьи 32 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Так, на основании части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Постановлением N1085 утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 Правил оценки "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил оценки в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно пункту 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
При этом, согласно пункту 2 Приложения к Правилам (Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд):
1) минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 60;
2) максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) -40.
Так, во исполнение вышеуказанных норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчиком в разделе Конкурсной документации - "Критерии оценки заявок, величины значимости этих критериев" (далее - Критерии оценки Конкурсной документации), установлены критерии оценки заявок и величины значимости этих критериев:
1) Стоимостной критерий: цена контракта - 95%; Коэффициент значимости равен 0,95;
2) Нестоимостной критерий: квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки) - 5%; Коэффициент значимости равен 0,05.
При этом Заказчиком установлено, что оценивается наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) в период 2019-2020 гг. Подтверждается представленными в составе заявки копиями государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по контрактам, по которым подрядчику (исполнителю) не были начислены неустойки (пени и/или штрафы).
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки государственного и/или муниципального контракта (контрактов) в полном объёме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
При этом, пунктом 10 Правил за Заказчиком закреплено право устанавливать в Конкурсной документации показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки, в том числе не установлены ограничения к периоду исполнения контрактов, представляемых в качестве подтверждения опыта исполнения контрактов.
Также, в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" штрафы и пени начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что, по мнению Комиссии не может являться успешным выполнением работ.
Кроме того, в Критериях оценки Конкурсной документации Заказчиком установлено, что отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участников закупки, не является основанием для отклонения заявки участника. При этом, величина значимости нестоимостного критерия "Квалификация участника закупки", установлена Заказчиком в размере 5%, что свидетельствует о предпочтении в сторону значимости стоимостного критерия оценки (95%) и позволяет потенциальным участникам закупки, даже не имеющим опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя), нивелировать это путем незначительного снижения предлагаемой цены исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу о то, что Конкурсная документация в части оценки наличия у участника закупки опыта по успешному выполнению работ в качестве подрядчика (исполнителя) в период 2019-2020 гг. не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки.
2. Согласно пункту 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 Правил оценки заявок.
При этом согласно пункту 13 Правил оценки заявок не допускается использование заказчиком не предусмотренных Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
Вместе с тем, Заказчиком в разделе Критерии оценки Конкурсной документации установлено по критерию "Квалификация участников Конкурса" устанавливается такой критерий оценки: "Общая стоимость исполненных государственных и/или муниципальных контрактов".
Для оценки заявок (предложений) по указанному показателю учитываются исполненные государственные и/или муниципальные контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту и/или ремонту линейного объекта в период 2019-2020 гг.
Подтверждается представленными в составе заявки копиями государственных и/или муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе и копиями актов сдачи-приемки выполненных работ по контрактам, по которым подрядчику (исполнителю) не были начислены неустойка (пени и/или штрафы).
Тогда как, согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Довод Заявителя о том, что при оценки заявок (предложений) по критерию "Квалификация участников Конкурса" будут учитываться исполненные государственные и/или муниципальные контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту и/или ремонту линейного объекта, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе является обоснованным, поскольку не позволяет участникам закупки предоставить договора сопоставимого характера, в соответствии с Постановлением N1085, заключенные в рамках Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N223-ФЗ.
Действия должностного лица Комитета, выразившиеся в установлении Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Правил оценки, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать частично обоснованной жалобу ООО "Джули" на действия государственного заказчика - Комитета при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000321001193 на выполнение работ по ремонту автодороги Владикавказ-Ардон-Чикола-Лескен 2, км72,255-км 76,5.
2. Признать в действиях Комитета при проведении Конкурса нарушение части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе и пункта 13 Правил оценки.
3. Выдать Комитету и Управлению РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА342-06/21 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица Комитета, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 июня 2021 г. N А342-06/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021