Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" (далее - заявитель, общество, ООО "Аркада") на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии (далее - уполномоченный орган, единая комиссия, ГУКС ОО) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка угля (Реестровый номер 21.31.0499) (извещение N 0152200004721000481) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд муниципального казенного учреждения Колосовского муниципального района Омской области "Центр ресурсного и финансово-экономического обеспечения деятельности учреждений в сфере образования" (далее - заказчик),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность N 25 от 04.06.2021), "_" (доверенность N 25 от04.06.2021);
заказчика - "_" (доверенность N 63 от 04.06.2021);
уполномоченного органа - "_" (доверенность N 139 от 29.03.2021), "_" (доверенность N137 от 03.02.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5335э от 31.05.2021) жалоба заявителя на действия единой комиссии уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
Жалоба также содержала доводы в части обжалования положений документации об электронном аукционе. Согласно части 4 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.
Учитывая изложенное, доводы жалобы в части обжалования положений документации об электронном аукционе Комиссией рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 11.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение N 0152200004721000481 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 10481908,11 руб.
20.05.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано семь заявок, одному участнику отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 21.05.2021 в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие пять участников закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 24.05.2021 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "Торговая компания "Стройком" с ценой контракта 8595158,91 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что участнику закупки ООО "Аркада" было неправомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи (часть 3 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе установлено, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 4.1 документации об электронном аукционе были установлены следующие требования к содержанию первых частей заявок: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
а) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
б) наименование страны происхождения товара;
в) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в графе "Характеристики товара" таблицы раздела II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" настоящей документации, и указание на товарный знак (при наличии)".
При этом пунктом 4.2 документации об электронном аукционе была предусмотрена инструкция по заполнению заявки: "Конкретные показатели товара указываются участником закупки в заявке на участие в электронном аукционе в соответствии с разделом II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" настоящей документации.
Рекомендуемое описание конкретных показателей товара:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (при наличии) |
Характеристики товара |
Наименование страны происхождения товара** |
|
Показатели товара, ед. изм. |
Конкретные значения показателей товара* |
|||
1 |
Уголь |
Марка |
Длиннопламенный (Д) |
|
Обогащение |
Нет |
|
||
Низшая теплота сгорания, кКал/кг |
|
|
* Участник закупки указывает конкретные значения показателей товара, соответствующих значениям, установленным в графе "Характеристики товара" таблицы раздела II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации.
При этом не указание значений показателей, которые не могут изменяться, означает согласие участника с условиями документации.
При описании каждого конкретного показателя, указанного в графе "Характеристики товара" таблицы раздела II "НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации участнику необходимо указать одно значение показателя, в том числе в случае, если при описании значения показателя в документации использовано слово "или"".
Комиссией Омского УФАС России установлено, что в соответствии с разделом II "Наименование и описание объекта закупки" документации об электронном аукционе к поставке требовался уголь, в том числе с характеристикой "низшая теплота сгорания - не менее 5100 кКал/кг".
Из положений документации об электронном аукционе однозначно усматривается, что значение данного показателя необходимо указывать конкретно, в том числе без сопровождения словами "не менее", иного из инструкции по заполнению заявки не следует.
Заявка участника закупки содержала указание значения спорного показателя в качестве минимального.
Учитывая изложенное, единая комиссия уполномоченного органа отказала участнику ООО "Аркада" в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона отказать в допуске к участию в электронном аукционе в связи с непредоставлением информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона, пунктом 4.1 раздела I документации об электронном аукционе (далее - документация): заявка участника закупки по позиции N1 "Уголь", по показателю "Низшая теплота сгорания, кКал/кг" не содержит конкретное значение показателя товара, соответствующее минимальному значению, установленному разделом II документации".
Из требований статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе и положений документации об электронном аукционе следует, что информация, указанная в первой части заявки будет включаться в проект контракта, при этом в силу части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе заключаемый контракт не может противоречить условиям документации об электронном аукционе.
Следовательно, при допуске ООО "Аркада" к участию в электронном аукционе указанные императивные требования закона заказчиком не могли быть соблюдены.
Таким образом, вывод единой комиссии уполномоченного органа о том, что участником закупки в первой части заявки не была представлена информация, предусмотренная частью 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия Омского УФАС России полагает верным, следовательно, участнику закупки правомерно было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия также отмечает, что, принимая решение об участии в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке или законодательства.
Следовательно, участник закупки, не реализовавший своего права на подачу запроса на разъяснения положений документации об электронном аукционе (статья 65 Федерального закона о контрактной системе), а равно не обжаловавший положения документации в контрольный орган, несет риск наступления негативных последствий.
Комиссия Омского УФАС России особо отмечает, что единая комиссия уполномоченного органа не вправе отступать от фактических требований закупочной документации (аналогичный вывод сделан Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в постановлении по делу N А33-39510/2019).
В связи с указанным довод жалобы признан необоснованным.
Вместе с тем в рамках внеплановой проверки Комиссия отмечает следующее.
При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Федеральный закона о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика путем установления конкретных значений показателей товара, которые фактически могут определяться только на определенную партию угля путем лабораторных испытании после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Данная позиция отражена в письме ФАС России от 1 июля 2016 года N ИА/44536/16.
С учетом указанного, Комиссия полагает, что требование об указании показателя "низшая теплота сгорания" в конкретном значении может привести не только к невозможности формирования участником закупки предложения при подаче заявки, но и к проблемам приемки товара на этапе исполнения контракта, поскольку весьма затруднительно подобрать партию угля с установленными точными значениями показателей. Учитывая, что инструкция по заполнению заявки, вопреки утверждению представителя уполномоченного орган, не предусматривала возможность указанию данного показателя в неконкретном значении, в том числе с сопровождением слов "не менее", Комиссия усматривает в действиях уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аркада" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его единой комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка угля (Реестровый номер 21.31.0499) (извещение N 0152200004721000481) (далее - аукцион, электронный аукцион) для нужд муниципального казенного учреждения Колосовского муниципального района Омской области "Центр ресурсного и финансово-экономического обеспечения деятельности учреждений в сфере образования".
2. Признать в действиях Главного управления контрактной системы Омской области нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 июня 2021 г. N 055/06/67-619/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021