Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_",
"_",
рассмотрев жалобу акционерного общества "Санофи Россия" (далее - заявитель, общество, АО "Санофи Россия ") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН "Ивакафтор", ТН Калидеко) для обеспечения больного по решению врачебной комиссии (извещение N 0852500000121001219) (далее - запрос предложений в электронной форме, запрос предложений),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 15.09.2020), "_" (доверенность от 15.09.2020);
заказчика - "_" (доверенность N 3-21 от 11.01.2021);
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 1 от 13.01.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5341э от 31.05.2021) жалоба заявителя на положения документации о проведении запроса предложений, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), противоречащие позиции ФАС России, изложенной в письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20.
2. Из материалов запроса предложений следует, что 21.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение N 0852500000121001219 о проведении запроса предложений в электронной форме и документация о проведении запроса предложений с начальной (максимальной) ценой контракта 3799999,84 руб.
31.05.2021 размещена выписка из протокола проведения запроса предложений в электронной форме, согласно которой подано две заявки на участие в запросе предложений.
Согласно протоколу проведения запроса предложений в электронной форме от 02.06.2021 два участника допущены к участию в запросе предложений.
Итоговым протоколом запроса предложений в электронной форме от 02.06.2021 победителем запроса предложений признано АО "МИДИНТОРГ" с ценой контракта 3353504 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок) (часть 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) должны исходить из целей максимального удовлетворения, как своих потребностей, так и результатов расходования бюджетных средств, при этом необоснованно не ограничивать количество участников закупки на любом этапе осуществления закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе под запросом предложений в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения и документации о проведении запроса предложений в электронной форме и победителем такого запроса признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
Пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
3.1. В жалобе заявителя указано: "В проекте контракта, являющимся неотъемлемой часть документации о проведении запроса предложений в электронной форме, устанавливаются следующие требования к срокам поставки товара:
согласно пункту 5.1.
" 5.1. Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в сроки, определенные Календарным планом (приложение N 3 к Контракту), в количестве, определенном заявкой Заказчика, подаваемой в соответствии с пунктом 3.3.1 Контракта."
согласно приложению N 3 к Контракту
"Поставка товара осуществляется с даты заключения контракта по 24 декабря 2021 года отдельными партиями по заявкам Заказчика, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления заявки от Заказчика, не более 5 заявок в месяц"
Так как лекарственный препарат не является зарегистрированным на территории Российской Федерации и в связи с необходимостью ввоза лекарственного препарата для конкретного пациента из-за рубежа срок 5 рабочих дней является невозможным для исполнения Поставщиками.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. N 771 рассмотрение Минздравом России заявления и принятие решения о выдаче разрешения на ввоз конкретной партии незарегистрированных лекарственных средств, предназначенных для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, либо от отказе в выдаче указанного разрешения производятся в срок, не превышающий пяти рабочих дней.
Таким образом, в документации запроса предложений в электронной форме заказчиком неправомерно установлен короткий срок поставки".
Объектом закупки в данном случае является лекарственный препарат с конкретным торговым наименованием для обеспечения больного по решению врачебной комиссии. Данный лекарственный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации.
Комиссией Омского УФАС России установлено, что в соответствии с извещением о проведении запроса предложений, пункта 6.9.2 документации о проведении запроса предложений и календарным планом (Приложение N 3 к проекту контракта) поставка товара осуществляется с даты заключения контракта по 24 декабря 2021 года отдельными партиями по заявкам Заказчика, в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления заявки от Заказчика, не более 5 заявок в месяц.
При этом пунктом 3.3.1 проекта контракта предусмотрено, что заказчик обязан своевременно подавать поставщику заявки на поставку товара.
В данном случае необходимо учитывать следующее.
Пунктом 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
При этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, Комиссия полагает, что в данном конкретном случае условие о сроке поставки с учетом, что его течение поставлено в зависимость от своевременной подачи заявки на поставку товара в полной мере отвечает принципу обеспечения конкуренции, даже с учетом необходимости получения разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации конкретной партии лекарственных средств в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 771 "О порядке ввоза лекарственных средств для медицинского применения на территорию Российской Федерации".
Комиссия отмечает, что стороны заключаемого контракта, действуя разумно и добросовестно, могут учитывать время, которое потребуется для получения разрешения, и, что более важно, потребность больного в закупаемом лекарственном препарате при исполнении своих обязательств.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе установлено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вышеприведенные требования к жалобе носят императивный характер и направлены на недопущение подачи необоснованных жалоб на действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки.
В нарушение данных норм к жалобе не были приложены документальные доказательства обоснованности доводов жалобы о том, что спорное условие не позволяет надлежащим образом выполнить обязательства по контракту и влечет ограничение количества участников закупки.
Комиссия также отмечает, что на участие в закупке было подано две заявки, что свидетельствует о возможности соблюдений спорных условий и отсутствии ограничения количества участников закупки.
Также необходимо учитывать, что в силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к исполнению контракта определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
В связи с указанным довод жалобы признан необоснованным.
3.2. В жалобе также было указано: "Согласно пункту "б", пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.09.2010 N 771 ввозить лекарственные препараты на территорию РФ могут организации оптовой торговли лекарственными средствами имеющие соответствующую лицензию.
Кроме того, в соответствии с подпунктом "г" пункта 11 Правил организации оптовой торговли для получения разрешения на ввоз лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента необходимы документы:
- заключение консилиума врачей федерального учреждения или учреждения Российской академии медицинских наук, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности, и его электронная копия, подписанная электронной цифровой подписью, о назначении этому пациенту незарегистрированного лекарственного препарата для оказания ему медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза;
- обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта Российской Федерации, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного лекарственного препарата для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности;
- копия паспорта или свидетельства о рождении пациента, которому назначен незарегистрированный лекарственный препарат по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи, заверенная федеральным учреждением (учреждением), оказывающим медицинскую помощь, в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью.
Таким образом, заявитель указывает на то, что для получения разрешения на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата на территорию Российской Федерации от Заказчика (лечебного учреждения) необходимо получить соответствующие документы для оформления разрешения.
В документации о проведении запроса предложений в электронной форме отсутствует закрепленная обязанность Заказчика предоставить необходимые документы для получения Поставщиком, признанным победителем закупки, разрешения на ввоз конкретной партии незарегистрированного лекарственного препарата.
Не предоставляется возможным сделать вывод о том, каким образом следует получить разрешение на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата, не имея необходимых документов, имеющих отношение к конкретному пациенту, пожизненным показаниям которого осуществляется закупка".
Согласно пункту 3.3.3 проект контракта заказчик обязан предоставлять Поставщику всю имеющуюся у него информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта и необходимые для исполнения Поставщиком обязательств по Контракту.
Комиссия отмечает, что данное условие соответствует Типовому контракту на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Минздрава России от 18.01.2021 N 15н (зарегистрировано в Минюсте России 23.03.2021 N 62845).
Вышеуказанное условие отвечает потребности поставщика по контракту в предоставлении документов, необходимых для получения соответствующего разрешения.
Учитывая, что данный доводы жалобы не нашел своего подтверждения, Комиссия признает его необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу акционерного общества "Санофи Россия" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области" при осуществлении закупки путем проведения запроса предложений в электронной форме "Поставка лекарственного препарата для медицинского применения (МНН "Ивакафтор", ТН Калидеко) для обеспечения больного по решению врачебной комиссии (извещение N 0852500000121001219).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 7 июня 2021 г. N 055/06/8-621/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021