Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МОСМЕДСКЛАД" (далее - заявитель, общество, ООО "МОСМЕДСКЛАД") на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" и его аукционной комиссии (далее - заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий: стерилизатор плазменный" (извещение N 0352100002021000168) (далее - аукцион, электронный аукцион),
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей:
заявителя - "_" (доверенность от 07.04.2021);
заказчика - "_" (доверенность N 12 от 07.06.2021), "_" (доверенность от 07.06.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 5398э от 01.06.2021) жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 13.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение N 0352100002021000168 о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 6366060,70 руб.
24.05.2021 размещен протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, согласно которому на участие в закупке подано шесть заявок, все участники допущены к участию в электронном аукционе.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 25.05.2021 в процедуре проведения аукциона приняли участие пять участников закупки.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 28.05.2021 заявки трех участников признаны не соответствующими требованиям документации об электронном аукционе. Победителем признано ООО "Альфа-Мед".
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, Комиссия установила следующее.
Доводы жалобы сводятся к тому, что заявка ООО "МОСМЕДСКЛАД" по результатам рассмотрения вторых частей была неправомерно признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в связи с недостоверностью представленных сведений о товаре.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок) (часть 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
По определению (пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В свою очередь, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их единые (аукционные) комиссии должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании части 2 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
В силу части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Частью 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Согласно части 1 статьи 69 Федерального закона аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
На основании части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Из совокупности приведенных норм следует, что комиссии заказчиков, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действуя разумно и добросовестно, обязаны проверять достоверность информации, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими предоставление качественной продукции (работы, услуги) для нужд заказчика и не противоречат действующему законодательству (данная позиция согласуется с судебной практикой по делам N А75-10530/2014, N А75-10026/2015, N А75-10269/2015, N А75-13421/2015, N А75-3746/2016, N А74-16013/2017, N А46-15281/2019).
Согласно Техническому заданию к поставке требовался стерилизатор плазменный, в том числе с характеристиками:
- Продолжительность короткого стерилизационного цикла - не более 31 мин.;
- Продолжительность стерилизационного цикла для гибких эндоскопов с тефлоновым покрытием, диаметром 1 мм и более - не более 55 мин.
В соответствии с разделом 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об электронном аукционе: "Если "неконкретный" показатель предусмотрен нормативно-технической документацией такого товара (инструкция, паспорт, иной документ/информация, сопровождающие товар), то участник аукциона указывает такое значение в соответствии с нормативно-технической документацией".
Участником закупки ООО "МОСМЕДСКЛАД" к поставке был предложен стерилизатор плазменный универсальный "Пластер-100-Мед ТеКо", производитель ООО "Мед ТеКо", в том числе со следующими характеристиками:
- Продолжительность короткого стерилизационного цикла - 31 мин.;
- Продолжительность стерилизационного цикла для гибких эндоскопов с тефлоновым покрытием, диаметром 1 мм и более - 55 мин.
Вместе с тем в руководстве по эксплуатации стерилизатора плазменного универсального "Пластер-100-Мед ТеКо" ПИЮШ. 56812193.025.000РЭ Версия 12 отсутствует информация о циклах стерилизации, в руководстве указаны только три режима стерилизации медицинского оборудования:
Режим 1 с длительностью в минутах (31 ч 48) 5 %,
Режим 2 с длительностью в минутах (45 ч 68) 5 %,
Комбинированный режим (48 ч 75) 5 %.
Таким образом, нормативно-техническая документация указанного товара предусмотрено, что такой показатели режимов стерилизации указываются в диапазонном значении.
В данном случае Комиссия считает необходимым отметить, что различия в терминах "цикл стерилизации" и "режим стерилизации" в соответствии с ГОСТ 25375-82 для рассмотрения дела значения не имеют, так как фактически значимым для заказчика является значение минимального времени стерилизации для того, чтобы осуществить возможно больший оборот стерилизуемых медицинских изделий.
В связи с указанным, Комиссия полагает, что участнику надлежало указывать спорные показатели в диапазонном значении строго в соответствии с руководством по эксплуатации, следовательно, признание заявки ООО "МОСМЕДСКЛАД" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по данному основанию следует признать правомерным. В указанной части довод жалобы признан необоснованным.
Однако Комиссия не может согласиться с заказчиком в части довода о том, что предлагаемое к поставке оборудование не соответствует требованию о продолжительности цикла стерилизации - не более 31 мин и не более 55 мин.
Согласно письмам ООО "Мед ТеКо" (производителя оборудования) (исх. N 223 от 17.05.2021, N 209 от 24.05.2021) данные значения продолжительности циклов стерилизации могут быть достигнуты при соблюдении определённых условий.
При этом особо следует отметить, что документация об электронном аукционе не содержала требований о том, что заданные временные значения должны соблюдаться вне зависимости от каких-либо условий (загрузки стерилизатора, режимов окружающей среди и пр.), а равно, что они являются максимально возможными по продолжительности.
Таким образом, признание заявки не соответствующей по указанному основанию неправомерно, в связи с чем в действиях аукционной комиссии заказчика в данной части усматривается нарушение пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
Также Комиссия отмечает, что в данном конкретном случае на этапе рассмотрения вторых частей заявок при установлении недостоверности сведений, указанных в первой части заявки участника закупки, Комиссия формально должна была отклонять такие заявки на основании части 6.1 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.
Второй довод заявителя о том, что победитель электронного аукциона также представил недостоверные сведения о товаре, так как указал значение показателя "Максимальная рабочая температура в стерилизационной камере" не в диапазонном значении, как предусмотрено технической документацией на товар, Комиссия признает необоснованным, так как в руководстве по эксплуатации стерилизатора плазменного низкотемпературного LAOKEN установлен диапазон рабочей температуры, тогда как заказчик требует указать максимальное значение рабочей температуры, в связи с чем участник правомерно указал конкретное (предельное) значение показателя, что в полной мере соответствует положениям документации об электронном аукционе.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В рамках заседания Комиссии заказчиком неоднократно была озвучена потребность в стерилизаторе, у которого максимальная продолжительность цикла стерилизации составляет не более 31 мин. и не более 55 мин. вне зависимости от каких-либо условий. Вместе с тем, как было указано выше, указанное из положений документации об электронном аукционе не следует.
Установленные в документации об электронном аукционе спорные показатели "Продолжительность короткого стерилизационного цикла" и "Продолжительность стерилизационного цикла для гибких эндоскопов с тефлоновым покрытием, диаметром 1 мм и более" позволяют участникам закупки предложить к поставке стерилизаторы плазменные универсальные "Пластер-100-Мед ТеКо", которые могут соответствовать условию о продолжительности цикла 31 мин. и 55 мин. соответственно, но эта продолжительность фактически поставлена в зависимость от внешних условий, например, загруженность оборудования, состав стерилизуемого товара, условия окружающей среды (температура, влажность и т.п.).
В обычных условиях работы учреждения указанную продолжительность времени стерилизации, например, в стерилизаторе плазменном универсальном "Пластер-100-Мед ТеКо" достичь весьма проблематично, фактически при работе с данным стерилизатором возможно выбрать только режим, при котором время стерилизации с учетом указанных внешних факторов будет всегда определяться автоматически и будет варьироваться в пределах диапазона, установленного для данного режима.
В этой связи Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МОСМЕДСКЛАД" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Поставка медицинских изделий: стерилизатор плазменный" (извещение N 0352100002021000168) в части неправомерного признания заявки не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства" нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства", ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 8 июня 2021 г. N 055/06/66-626/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021