Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГКУ "ДЗ ЖКХиБ ЮЗАО",
в отсутствие представителей Управы Гагаринского района г. Москвы,ООО "СКС Инжиниринг", о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/30907/21 от 28.05.2021,
рассмотрев жалобу ООО "СКС Инжиниринг" (далее - Заявитель) на действия
Управы Гагаринского района г. Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку, монтаж оборудования и настройку оборудования для интеграции локальных систем видеонаблюдения управы Гагаринского района города Москвы с государственной информационной системой "Единый центр хранения и обработки данных" Правительства Москвы (Закупка N 0373200032221000782) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NЕИ/30907/21 от 28.05.2021 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы в аукционной документации неправомерно не установлены условия допуска иностранных товаров в соответствии с положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ
N 126н), а также не установлены ограничения, предусмотренные положениями постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2020 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 878), несмотря на то, что в технической части аукционной документации предъявлены требования к таким товарам как, например, п."Видеорегистратор IP 16 канальный с РоЕ", п."4Мп купольная IP-камера с EXIR-подсветкой до 30-м 1/3" Progressive Scan CMOS" (код ОКПД2 26.40.33 "Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения"), которые в свою очередь включены в перечни вышеуказанных нормативных актов.
На основании п.1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении объектом закупки является - поставка, монтаж, настройка оборудования для интеграции локальных систем видеонаблюдения управы Гагаринского района города Москвы с государственной информационной системой "Единый центр хранения и обработки данных" Правительства Москвы.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что согласно п.18.1
Информационной карты первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: "1. Согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). 2. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, на поставку которого заключается контракт".
Частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в рамках данной закупки Заказчиком установлены требования к товарам, например, по п.1 "Видеорегистратор IP 16 канальный с РоЕ", п.9 "4Мп купольная IP-камера с EXIR-подсветкой до 30-м 1/3" Progressive Scan CMOS" (код ОКПД2 26.40.33 "Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения") и т. д., которые включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N878, а также в перечень приказа N126н.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно объединены в состав одного лота товары, включенные в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением N878, и не включенных в него.
П.2 постановления N878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.7 постановления N878 для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к товарам, например, по п."Видеорегистратор IP 16 канальный с РоЕ", п."4Мп купольная IP-камера с EXIR-подсветкой до 30-м 1/3" Progressive Scan CMOS" (код ОКПД2 26.40.33 "Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения"), которые включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также требования к товару, например, по п."Модуль вентиляторный" (код ОКПД2 28.25.20 "Вентиляторы, кроме настольных, напольных, настенных, оконных, потолочных или вентиляторов для крыш"), который не входят в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в рамках данной закупки Заказчиком выбран код ОКПД2 33.20.39.900 "Подключение системы видеонаблюдения к Единому центру хранения и обработки данных, усл. Ед". Таким образом, по мнению Заказчика, все товары, включенные в данную закупку, являются используемыми при выполнении работ по монтажу оборудования, ввиду чего вышеупомянутые ограничения и условия допуска не подлежат применению.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что монтаж и настройка оборудования в рамках данной закупочной процедуры являются работами, которые сопутствуют поставке. Иными словами, в данном конкретном случае необходимо поставить оборудование, после чего выполнить работы, неразрывно связанные с поставкой, для обеспечения функционирования оборудования, что следует из специфики товара. Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что из положений технического задания, в частности из пункта 6 технической части документации, напрямую следует, что необходимые Заказчику товары являются поставляемыми.
При таких данных, тот факт, что Заказчик посредством установления требований к составу первой части заявки о необходимости представления исключительно согласия на условия документации предполагает возможность переквалификации поставляемого товара в используемый, несмотря на очевидный предмет закупки, не свидетельствуют о том, что положения ст.14 Закона о контрактной системе не подлежат применению.
Таким образом, Комиссии Управления приходит к выводу, что Заказчиком в составе аукционной документации неправомерно не приняты во внимание ограничения в соответствии с постановлением N878, а также условия допуска в соответствии с приказом N126н.
Таким образом на основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация сформирована в нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3,4 ст.14 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СКС Инжиниринг" на действия Управы Гагаринского района г. Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.10 ст.42, ч.1 ст.64, ч.3, 4 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Д.А. Аносов
Э.З. Гугава
Исп.Аносов Д.А 495 784-75-05 (доб.077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 2 июня 2021 г. N 077/06/106-9209/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021