Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Аносова,
специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей ГБОУ "Школа N 1362", ГКУ "Дирекция ДОНМ", ООО "Веллнес Холл",
рассмотрев жалобу ООО "Веллнес Холл" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Школа N 1362" (далее-Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению текущего ремонта зданий и (или) сооружений для нужд ГБОУ Школа N 1362 в 2021 году (Закупка N 0873500000821003617) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NЕИ/31943/21 от 02.06.2021).
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно п.1,4 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.68 ст.112 Закона о контрактной системе до 1 января 2024 года в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме и при включении в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации такой конкурс проводится с учетом следующих особенностей:
1) информация, предусмотренная пунктами 4 - 6 части 3 статьи 54.2 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документации не указывается;
2) критерий, предусмотренный пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, не устанавливается;
3) первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки);
4) не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, оператор электронной площадки направляет заказчику поданные на участие в таком конкурсе первые и вторые части заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, предложения участников такого конкурса о цене контракта, а также документы и информацию, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе;
5) протокол, предусмотренный частью 6 статьи 54.5 Закона о контрактной системе, не оформляется;
6) подача окончательных предложений о цене контракта, предусмотренная статьей 54.6 Закона о контрактной системе, не осуществляется;
7) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем направления оператором электронной площадки заказчику предусмотренных пунктом 4 настоящей части документов:
а) конкурсная комиссия рассматривает и оценивает заявки на участие в закупке по критериям, установленным документацией о закупке. При этом заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 54.7 Закона о контрактной системе;
б) результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе, предусмотренном частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе. Такой протокол подписывается и размещается на электронной площадке и в единой информационной системе в порядке, установленном статьей 54.7 Закона о контрактной системе;
в) результаты рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения протокола в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта, фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, который подписывается и размещается на электронной площадке и в единой информационной системе в порядке, установленном статьей 54.7 Закона о контрактной системе;
8) в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не подано ни одной такой заявки, либо в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, информация о признании открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся вносится в протокол, предусмотренный частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, и применяются положения части 4 статьи 55.1 Закона о контрактной системе в части осуществляемых заказчиком действий.
1. По мнению Заявителя, закупочную процедуру N 0873500000821003617 необходимо проводить с учетом ч.68 ст.112 Закона о контрактной системе, ввиду того, что Заказчиком в составе документации размещен файл поименованный как "Проектно-сметная документация", соответственно Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика в виде открытого конкурса в электронной форме.
Комиссией Управления установлено, что согласно Извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является "Выполнение работ по проведению текущего ремонта зданий и (или) сооружений для нужд ГБОУ Школа N 1362 в 2021 году".
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом контракта является текущий ремонт зданий и (или) сооружений и соответственно специфика таких работ не попадает под действие ч.68 ст.112 Закона о контрактной системе. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что файл поименованный как "Проектно-сметная документация" является локальной сметой, размещенной в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих тот факт, что размещенная Заказчиком локальная смета поименованная как "Проектно-сметная документация" свидетельствует о неправомерном избрании Заказчиком способа осуществления закупки, равно как Заявителем не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. По мнению Заявителя, положения порядка оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлены в нарушение норм законодательства о контрактной системе и влечет за собой ограничение количества участников закупки, поскольку требование "Предельно необходимое максимальное количественное значения" не позволяет надлежащим образом определить участника, обладающего действительно большим опытом выполнения сопоставимых работ и приводит к ограничению конкуренции.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Согласно п.3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с п.11 Правил по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки должен содержать:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с п.3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
Согласно п.27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией Управления установлено, что конкурсной документацией установлен следующий порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема":
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости (КЗ) = 1 Максимальная оценка по показателю - 100.0 баллов Содержание: Оценивается предложение участника об общем количестве успешно исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ сопоставимого характера и объема за последние 3 года, предшествующих дате окончания подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (т.е. к учету принимаются контракты (договоры) документ о приемке выполненных работ которых должен быть датирован не позднее 3-х лет, предшествующих дате окончания приема заявок). Оцениваются успешно исполненные участником государственные и/или муниципальные контракты и/или гражданско-правовые договоры, заключенные по результатам проведенных торгов/закупок в соответствии с Федеральными законами от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - контракт (договор). Под работами сопоставимого характера понимается выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, техническому обслуживанию объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов). Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта (договора) в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте (договоре), без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). |
Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по каждому представленному контракту (договору) подтверждается следующими документами: -копия контракта (договора); -копия документа (-ов) о приемке выполненных работ, предусмотренных условиями контракта (договора) и действующим законодательством, содержащих сведения о стоимости выполненных работ; -копия (копии) дополнительных соглашений по представленным контрактам (договорам) (при наличии). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов выполненных работ). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати (при наличии). В случае если контракты (договоры) заключены в электронной форме и вся информация и документы, которыми участник закупки подтверждает опыт по настоящему показателю, содержатся в Единой информационной системы в сфере закупок на сайте zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), опыт может быть подтвержден размещенными в ЕИС "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", содержащей данные о реестровом номере контракта (договора) , номере контракта (договора), дате заключения, предмете, сумме контракта (договора), дате исполнения контракта (договора). Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии опыта участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" приведена в Приложении N1 к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в закупке таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в закупке, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в закупке, либо информацией и документами размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru (при наличии). |
Порядок оценки: |
Оценка производится по формуле в соответствии с пунктом 24 Правил оценки: Количество баллов, присуждаемых по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (НЦБi 1), определяется по формуле:
а) в случае если , - по формуле:
б) в случае если , - по формуле:
при этом , где: КЗ - коэффициент значимости показателя; - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; - предельно необходимое заказчику значение характеристик.
- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых соответствует или превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное заказчиком.
Предельно необходимое максимальное количественное значение, которое подлежат оценке в рамках указанного показателя, составляет 100 контрактов (договоров).
Оценка в 0 баллов по показателю будет присвоена: - участнику закупки, который не имеет опыта сопоставимого характера и объема. - участнику закупки, который не представил в составе своей заявки документы (копии документов), подтверждающие сведения о наличии опыта по успешному оказанию услуг/поставке товара сопоставимого характера и объема за указанный в показателе период. |
Комиссия Управления отмечает, что существо показателя "опыт" заключается в выявлении наиболее опытного участника закупки, однако установление предельного необходимого значения оцениваемого показателя, равно как оценка количества контрактов ставит участников закупки на один уровень оценки опыта, что не отвечает цели самого показателя и самому определения понятия "оценки", суть которого заключается в выявлении лучших условий исполнения контракта, лучшего исполнителя, а в данном конкретном случае относительно показателя опыта - наиболее опытного исполнителя.
Так например, участник закупки представивший 100 контрактов на сумму каждого 1 500 000 руб., согласно порядку оценки поставлен в равные условия с участником предложившим те же 100 контрактов на сумму каждого, например 100 млн. руб., при этом очевидно, что более опытным участником является исполнитель контрактов на сумму 100 млн. руб.
Более того, наличие у участников закупки опыта выполнения работ сопоставимого характера и объема, для выявления наилучшего предложения, конкурсной комиссии надлежит оценивать непосредственно суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера, исчисляемый в рублях, без установления предельного необходимого значения с тем, что бы достичь цель установления порядка оценки как такового.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем при разрешении вопроса о выдаче предписания по результатам рассмотрения жалобы Комиссия Управления исходит из следующего.
В целях восстановления нарушенных прав участников конкурентной процедуры приведенные требования Заказчика, нарушающие положения Закона о контрактной системе, с безусловностью подлежат исключению из состава закупочной документации.
При этом Комиссия Управления учитывает, что восстановлению соответствующим актом компетентного государственного органа подлежат лишь реально нарушенные права. Учитывая цели и задачи настоящей административной процедуры, в качестве таковых рассматриваются права, связанные с участием в конкурентной процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд, направленным на заключение контракта по итогам такой процедуры.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления отмечает, что у Заявителя в лице ООО "Веллнес Холл" согласно данным Единой информационной системы отсутствует какой-либо опыт в участии в закупочных процедурах, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе или Федерального закона от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также данное общество не зарегистрировано в качестве участника закупки в единой информационной системе.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что интерес Заявителя к участию в закупке с рассматриваемым предметом контракта в контексте последующего заключения контракта носит абстрактный характер и, следовательно, выдача предписания, повторно продлевающего процедуру закупки, не приведет с безусловностью к реальному восстановлению прав Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Веллнес Холл" на действия ГБОУ "Школа N1362" обоснованной в части установления неправомерных положений порядка оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.8 ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены комиссии Д.А. Аносов
Э.З. Гугава
Исп. Аносов Д.А.
8 (495) 784-75-05 (доб. 077-124)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2021 г. N 077/06/106-9523/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021