Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего: заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок
К.А. Сомова,
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.С. Спиряковой,
Члена Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
при участии представителя ГБУ "Мосгоргеотрест": Л.В. Ермошкиной,С.В. Самошкина,
а также в отсутствие представителей ООО "БНК", о времени, порядке рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.
N ЕИ/31671/21 от 01.06.2021),
рассмотрев жалобу ООО "БНК" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Мосгоргеотрест" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей, узлов
и агрегатов для автотранспортных средств (Закупка N 0373500001421000111) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N ЕИ/31671/21 от 01.06.2021 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
В соответствии с п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1)в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2)использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
- по п. 288 "Ремкомплект колодок тормозных BOSCH 1 987 475 253*", п.393 "Сцепление SACHS 3000950503*", п.332 "Сайлентблок цапфы зад LYNXauto" C9768*, п. 262 "Радиатор отопителя ГАЗель Next алюминиевый LUZAR А21R23.8101060/16470833*", поскольку технической частью аукционной документации предусмотрено, что "*Поставка эквивалента не допускается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ввиду необходимости обеспечения взаимодействия инструментальных узлов и деталей с оснасткой, используемой заказчиком и закупке запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование", при этом участникам закупки не представляется возможным определить необходимость поставки колодок, сцепления, сайлентблоков и радиоторов исключительно указанных товарных знаков.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что запасные части вышеуказанных товарных знаков уже установлены на автомобили Заказчика, ввиду чего в рамках данной закупки необходимы идентичные товары.
При этом представителем Заказчика не представлены документы, например, руководство по эксплуатации, свидетельствующие о том, что производители автомобилей, имеющихся на балансе у Заказчика, запрещают или не рекомендуют устанавливать в таких автомобилях запасные части иных производителей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В составе жалобы Заявитель также указывает, что в технической части аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, в частности:
- по п. 280 "Ремень генератора RENAULT 11 72 068 42R*", п.193 "Переключатель УРАЛ Next световой сигнализации ТОЧМАШ UC1A11.3709100*", поскольку технической частью аукционной документации предусмотрено, что "*Поставка эквивалента не допускается в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ввиду необходимости обеспечения взаимодействия инструментальных узлов и деталей с оснасткой, используемой заказчиком и закупке запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование", при этом участникам закупки не представляется возможным определить необходимость поставки ремня и переключателя исключительно указанных товарных знаков.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что потребность в поставке ремня генератора RENAULT обусловлена необходимостью поставки оригинальной запасной части для возможности ремонта крупного узла (генератора) автомобиля марки RENAULT, модель DUSTER.
Кроме того в подтверждение своих доводов представитель Заказчика представил на обозрение руководство по эксплуатации автомобиля марки RENAULT, модель DUSTER, согласно которому "Используя оригинальные запасные части компании производителя, Вы сможете обеспечить долговечность и исправность Вашего автомобиля. Кроме того, на ремонтные работы, выполненные специалистами сервисной станции компании-производителя с использованием оригинальных запасных частей, дается гарантия согласно условиям, приведенным на обороте заказ-наряда на ремонт".
Также представитель Заказчика пояснил, что в отношении товара по п.193 "Переключатель УРАЛ Next световой сигнализации ТОЧМАШ UC1A11.3709100*" производитель "ТОЧМАШ" является официальным изготовителем оригинальных запасных частей для автомобиля марки "УРАЛ", что также подтверждается сведениями, указанными в руководстве по эксплуатации.
- по п.116 "Колодки тормозные УАЗ-3163 Патриот задние (4шт) с 2014 г. Н/О (ОАО УАЗ) 3163-3502082*", поскольку такой номенклатурной позиции у ОАО "УАЗ" не существует, как и не существует самого производителя ОАО "УАЗ".
Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям с сайта УАЗ Моторс номенклатурная позиция 3163-3502082 присутствует в перечне тормозных колодок, при этом некорректное указание организационно-правовой формы производителя не влияет на возможность формирования участниками закупки заявки, поскольку позволяет идентифицировать такой товар как товар производства ООО "УАЗ":
- по п. 225 "Привод вентилятора", "Габаритные размеры, ширина От 0.090 до 0.1 м", "Габаритные размеры, длина От 145 до 155 мм", "Габаритные размеры, высота От 0.075 до 0.085 м", "Вес От 0.850 до 0.9 кг", поскольку Заказчиком неправомерно в описании товара использованы значения габаритных размеров с сайта autoopt.ru, при этом необходимая Заказчику запасная часть имеет каталожный номер 514320130831000, который, по мнению Заявителя, является достаточным для идентификации данной запасной части.
Комиссия Управления отмечает, что в силу ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик наделен правом самостоятельного формирования описания объекта закупки, при этом Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что участнику закупки не представляется предложить к поставке вышеуказанную запасную часть с учетом того обстоятельства, что Заявитель обладает возможностью идентифицировать такой товар как привод вентилятора с каталожным номером 514320130831000.
- по п.37 "Гайка колесная тип 1": "Размер "под ключ" 17 или 19 мм", поскольку участникам закупки не представляется возможным идентифицировать, каким образом участник должен определить, под какой ключ требуются гайки и на какой автомобиль, при этом, по мнению Заявителя, гайки под ключ 17 не могут быть
установлены на автомобили FORD.
Представитель Заказчика пояснил, что участникам закупки представляется возможным указать значение "17" или "19", что будет соответствовать требованиям аукционной документации.
При этом Комиссия Управления отмечает, что в составе жалобы Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о том обстоятельстве, что гайки под ключ 17 не могут быть установлены на автомобили FORD.
- по п.51 "Генератор":
Заявитель указывает, что эскиз внешнего вида и эскиз конструкции генератора противоречат друг другу, шкивы являются отличными друг от друга и относятся к различным ремням.
Комиссия Управления отмечает, что вышеуказанные эскизы, очевидно, относятся к единому генератору, лишь указывают на внешний вид генератора и на вид генератора в разрезе.
Кроме того в составе жалобы Заявитель указывает, что требования к товарам носят избыточный характер, не позволяют определить необходимый Заказчику товар, не определяют его качество или функциональную принадлежность.
В силу ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие невозможность формирования заявки на участие в закупке, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком положений Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "БНК" на действия конкурсной комиссии ГБУ "Мосгоргеотрест" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий:
Заместитель председателя Комиссии К.А. Сомов
Заместитель председателя Комиссии А.С. Спирякова
Член Комиссии: П.А. Ступченко
Исп. Спирякова А.С.(495) 784-75-05 (077-189)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 июня 2021 г. N 077/06/106-9424/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021