Резолютивная часть решения оглашена 04 июня 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 июня 2021 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N 3 в составе:
<_>
в присутствие представителей от:
уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам - <_>
заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - <_>
в отсутствие представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гарантстрой", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи обращение общества с ограниченной ответственностью "Гарантстрой" (далее - Общество, Заявитель) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 28.05.2021 обратилось ООО "Гарантстрой" с информацией о нарушении заказчиком - казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и уполномоченным органом - Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам требований Закона о контрактной системе при определении поставщика на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов Чувашской Республики (V пусковой комплекс)" (изв N. 0115200001121000790).
Из обращения следует, что документация о закупке содержит ряд нарушений требований законодательства о контрактной системе, а именно:
- техническое задание документации о закупке содержит ссылки на недействующие государственные стандарты;
- в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком не использованы переменные типовых условий контракта;
- документация о закупке содержит ограничивающее требование в части оценки опыта работ, выполненных только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сопоставимого характера и объема, заключенных и исполненных не ранее 5 лет;
- установленное Заказчиком требование в части оценки участника закупки по показателю "деловая репутация участника закупки", определяемая исходя из заявленных участником закупки сведений об имеющемся у участника закупки положительном заключении государственной экологической экспертизы проектной документации нарушает пункт 1 часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
- установленное Заказчиком требование к проведению имущественное-правовой инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости с выполнением кадастровых работ является излишним, поскольку работы по кадастровому учету технологически и функционально никак не связаны с инженерными изысканиями.
В соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок (субъекты контроля).
В подпункте "б" пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль в сфере закупок осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе основаниями проведения внеплановой проверки являются:
1) получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
3) истечение срока исполнения ранее выданного в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи предписания.
Комиссией Чувашского УФАС России при проведении внеплановой проверки установлено следующее.
28.04.2021 уполномоченным органом - Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0115200001121000790 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов Чувашской Республики (V пусковой комплекс)".
Одновременно на официальном сайте размещена документация о закупке.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
По поводу о том, что техническое задание документации о закупке содержит ссылки на недействующие государственные стандарты, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В пункте 1.7 технического задания документации о закупке установлены требования к вариантной разработке. Так, на стадии "Проектная документация" подрядчику необходимо разработать технико-экономические обоснования выбора материала труб, запорно-регулирующей арматуры и насосного оборудования в соответствии с СП 31.13330 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84* (далее - СП 31.13330) и согласовать их с заказчиком и эксплуатирующими организациями.
Комиссией установлено, что СНиП 2.04.02-84* является недействующим, при этом, заказчиком в техническом задании документации о закупке указано, что при выполнении работ подрядчиком должна быть использована актуализированная редакция указанного документа.
Вместе с тем, пунктом 5.5 технического задания документации о закупке установлено, что при проектировании Подрядчик обязан руководствоваться действующими нормативными документами: техническими регламентами, СНиПами, СанПиНами, ГОСТами, СП, ПБ, и т.д.
Учитывая изложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе в части указания в документации о закупке ссылок на недействующие нормативы, в связи с тем, что документацией о закупке предусмотрено использование актуализированных редакций используемых нормативов.
По поводу того, что в нарушение части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком не использованы переменные типовых условий контракта, Комиссия установила следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", составляющих библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2014 N 606 "Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов".
Согласно части 7 Правил, разрабатываемые проекты типовых контрактов, типовых условий контрактов состоят из следующих частей:
а) постоянная часть, не подлежащая изменению при их применении в конкретной закупке;
б) переменная часть, предусматривающая возможность выбора одного или нескольких вариантов условий (данных) из предлагаемого исчерпывающего перечня таких вариантов условий (данных), определенных ответственным органом в типовом контракте, типовых условиях контрактов, а также возможность внесения информации об условиях (данных) конкретной закупки, содержании таких условий (данных) и порядке определения такого содержания.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 10/ПР от 14.01.2020 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта" утверждены типовые условия контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ.
Пунктом 3.1 Приложения N1 к указанному Приказу установлено:
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по контракту, а также имущественные права на техническую, рабочую, проектную, программную и иную документацию и материалы, относящиеся к использованию результатов интеллектуальной деятельности (далее - сопутствующая документация), принадлежат:
вариант 1: Российской Федерации;
вариант 2: субъекту Российской Федерации;
вариант 3: муниципальному образованию Российской Федерации,
от имени которой(го) выступает заказчик.
Пунктом 3.4 Приложения N1 к указанному Приказу установлено:
Подрядчик гарантирует заключение с привлеченными им при исполнении контракта третьими лицами договоров, обеспечивающих приобретение подрядчиком всех исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности для передачи:
вариант 1: Российской Федерации;
вариант 2: субъекту Российской Федерации;
вариант 3: муниципальному образованию Российской Федерации.
В ходе изучения проекта контракта документации о закупке, Комиссией установлено следующее.
Права на результаты интеллектуальной деятельности определены в разделе 9 проекта контракта.
Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по Контракту, а также имущественные права на техническую, рабочую, проектную, программную, иную документацию и материалы, относящиеся к использованию результатов интеллектуальной деятельности (далее - сопутствующая документация), принадлежат Чувашской Республике (пункт 9.1 проекта контракта).
Подрядчик гарантирует заключение с привлеченными им при исполнении контракта третьими лицами договоров, обеспечивающих приобретение подрядчиком всех исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности для передачи Чувашской Республике (пункт 9.4 проекта контракта).
Учитывая изложенное, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе в связи с тем, что при формировании проекта контракта Заказчик указал конкретный субъект Российской Федерации - Чувашская Республика, как того требует Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 10/ПР от 14.01.2020 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение проектных и (или) изыскательских работ и информационной карты типовых условий контракта".
По поводу того, что документация о закупке содержит ограничивающее требование в части оценки опыта работ, выполненных только в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сопоставимого характера и объема, заключенных и исполненных не ранее 5 лет, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушение, поскольку документацией о закупке предусмотрено, что оценка по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчиком будет оцениваться количество успешно исполненных контрактов/договоров (далее-контракт), в том числе заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" сопоставимого характера и объема, заключенных и исполненных не ранее 5 лет.
Таким образом, аукционная документация Заказчика не содержит указания на оценку опыта исключительно в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе.
Относительно установленного Заказчиком требования в части оценки участника закупки по показателю "деловая репутация участника закупки", определяемой исходя из заявленных участником закупки сведений об имеющемся у участника закупки положительном заключении государственной экологической экспертизы проектной документации, Комиссия установила следующее.
Оценка заявок осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Документы в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" участник представляет по своему усмотрению.
Таким образом, наличие или отсутствие документов, предоставляемых для оценки заявок по показателю "Деловая репутация участника закупки" не влияет на допуск участника на участие в конкурсе.
Относительно установленного Заказчиком требования к проведению имущественно-правовой инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости с выполнением кадастровых работ Комиссия установила следующее.
В целях подготовки территории к реализации проектов в области строительства (реконструкции) объектов недвижимости различного назначения осуществляется определенный перечень советующих видов работ, в том числе проведение имущественно-правовой инвентаризации земельных участков и объектов движимого и/или недвижимого имущества.
Таким образом, выполнение проектных работ в части разработки проекта планировки, проекта межевания территории и формирование проекта полосы отвода технологически связано с работами по имущественно-правовой инвентаризации земельных участков и объектов недвижимости и выполнением кадастровых работ. Требование о наличии лицензии на кадастровые работы Заказчиком не установлено, соответственно указанное требование не является препятствием для подачи заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России принимает решение о прекращении производства по внеплановой проверке.
Исследовав представленные документы, в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия
РЕШИЛА:
Прекратить производство по внеплановой проверке действий заказчика - казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, уполномоченного органа - Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение инженерных изысканий, осуществление подготовки проектной и рабочей документации в целях строительства объекта капитального строительства "Строительство группового водовода Шемуршинского, Батыревского, Комсомольского районов Чувашской Республики (V пусковой комплекс)" (изв N. 0115200001121000790).
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 9 июня 2021 г. N 021/06/99-612/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021