Резолютивная часть объявлена 04.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 08.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи ИП Андрияшкина Е.В.;
от Заказчика - отсутствовали, уведомлены надлежащим образом;
на основании поступивших обращений от ИП Андрияшкиной Е.В. (вх. N 4236-ЭП/21 от 13.05.2021) и (вх. N4473/21 от 18.05.2021), направленные Прокуратурой города Урая, в которых усматриваются признаки нарушений Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в действиях Заказчика - Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Урайский комплексный центр социального обслуживания населения", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по уборке помещений и обслуживанию гардероба (извещение N 0387200001120000054) провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Заседание комиссии по проведению внеплановой проверки начато в 16 часов 00 минут 04.06.2021.
Заседание комиссии по проведению внеплановой проверки окончено в 17 часов 20 минут 04.06.2021.
Заказчик: Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Урайский комплексный центр социального обслуживания населения".
Юридический адрес Заказчика: 628285, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Урай, микрорайон 2, дом 24.
ИНН: 8606006020.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, зал заседаний.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты - Мансийское УФАС России, Управление) поступили обращения от ИП Андрияшкиной Е.В. (вх. N 4236-ЭП/21 от 13.05.2021) и (вх. N4473/21 от 18.05.2021), направленные Прокуратурой города Урая в котором усматриваются признаки нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика, при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение монтажных работ по демонтажу имеющегося защитного покрытия фонтана и монтажу нового защитного покрытия фонтана (извещение N 0387200001120000054).
В обращении Заявитель указал, что Заказчиком, указанные в обращении Заявителя аукционы в электронной форме проводились для поставщиков - ООО "СВУДИ", ИП Магафурова М.А., а именно: участник по аукционной документации должен указать конкретные показатели предоставляемых материалов, где точное их описание было известно только вышеуказанным поставщикам, другие участники отклонялись и не могли принять участие в аукционах, далее заключался контракт по максимальной цене с нужным Поставщиком.
Вместе с тем, Заявителем также указано, что при проведении закупки работ, услуг Заказчик не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке.
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений (далее также - электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также - закрытые электронные процедуры).
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0387200001120000054 (далее - Аукцион) предметом которого является оказание услуг по уборке помещений и обслуживанию гардероба. были опубликованы на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 18.11.2020.
Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 2 359 999,92 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Техническим заданием аукционной документации (п. 5.7 "Перечень используемых препаратов, материалов" входящих в раздел 5. "Требования к оказанию услуг по уборке помещений и обслуживанию гардероба") были установлены следующие требования к используемым препаратам, материалам:
N п/п |
Наименование |
Требования к материалам |
1 |
Средство, чистящее с антистатическим эффектом |
Средство общего назначения, может быть использовано для любых поверхностей от пола до потолка, должно обладать антистатическими свойствами, должно подходить для всех водостойких поверхностей. Должно удалять следы резины с лакированных поверхностей. Должно быть полностью растворимо в воде. рН: не более 8,0. Порошкообразное в бутылках по 500 мл. не менее 13 бут. |
2 |
Средство для зеркальных поверхностей, окон |
Должно обезжиривать и обновлять стеклянные поверхности, обладать антистатическим действием, работать в воде любой жёсткости. Должно быть не токсичным, не горючим. Не должно оставлять разводов, поверхность после чистки быстро сохнет. Должно относиться к малоопасным веществам. Нейтральное моющее средство на основе спирта для очистки стеклянных, зеркальных и прочих глянцевых поверхностей. Распылительный курок. Жидкое в бутылках по 500 мл не менее 16 бут. |
3 |
Средство с дезинфицирующим эффектом |
Должно обладать антимикробной активностью. Иметь хорошие моющие и дезодорирующие свойства, не портить обрабатываемые поверхности. Раствор должен быть не горюч, не пожаро-и-взрывоопасен. Должно относиться к малоопасным веществам. Срок годности рабочего раствора - до 15 суток. Концентрат дез. средства не менее 13 л. |
4 |
Освежитель воздуха |
Баллоны, предназначенные для ароматизации воздуха и удаления неприятных запахов. Смена баллона 1 раз в две недели. 315 шт. Объём баллона не менее 450 мл. не менее 78 шт. |
5 |
Средство для протирки от загрязнения пластиковых панелей, деревянных поверхностей, линолеума |
Должно быть легкосмываемым, удалять грязь и неприятные запахи, не разрушать обрабатываемые поверхности. Концентрированное универсальное моющее средство для очистки водостойких поверхностей. |
6 |
Гель для очистки и дезинфекции раковин, умывальников |
Должен быть растворим, обладать очищающими и обеззараживающими свойствами, иметь запах свежести, удалять отложения и ржавчину, не повреждать обрабатываемые поверхности, обладать бактерицидными свойствами. Не должен содержать фосфатов. Не должен разлагаться с выделением вредных веществ, должен не являться горючей жидкостью. Состав: органические и неорганические кислоты, ингибиторы коррозии, моющие и дезинфицирующие добавки, загуститель, концентрат, отдушка, краситель. Концентрат дез. средства не менее 13 л. |
7 |
Чистящее средство для очистки ковровых покрытий от различных видов загрязнений с использованием пылесоса
|
Состав: поверхностно-активные вещества наличие комплексообразователи наличие краситель наличие специальные добавки наличие Не менее 2,5 л. концентрата |
8 |
Мыло туалетное |
Мыло должно защищать, увлажнять кожу, не должно вызывать аллергии. Не должно содержать синтетических жирных кислот. Массовая доля хлористого натрия не более 0,7%. Мыло жидкое в емкостях с дозатором 300 мл. не менее 450 шт. |
9 |
Полиэтиленовые мешки для мусора 30 л., повышенная прочность |
Мешки для мусора 30л. Размер 50х60 см, из ПНД, в рулоне не менее 20шт. Должны быть прочными, водонепроницаемыми, хорошо работать на сжатие и растяжение, гигиеничные, безвредные для окружающей среды. Изготовлен из полиэтилена. Плотность: не менее 0,9 г/см2. Цвет черный Срок годности не ограничен. Не менее 140 упаковок |
10 |
Полиэтиленовые мешки для мусора 60 л., повышенная прочность |
Мешки для мусора 60л. Размер 60х70 см, из ПНД, в рулоне не менее 20шт. Должны быть с ручками прочные, водонепроницаемыме, хорошо работать на сжатие и растяжение, гигиеничные, безвредные для окружающей среды. Изготовлен из полиэтилена. Плотность: не менее 0,9 г/см2. Цвет черный Не менее 100 упаковок. Срок годности не ограничен. |
11 |
Полиэтиленовые мешки для мусора 120 л., повышенная прочность. |
Мешки для мусора 120л., Размер 70х110 см, из ПВД. Толщина материала- не менее 80 микрон. Должны характеризоваться высокой прочностью, стойкостью к механическим повреждениям, влагонепроницаемостью, стойкостью к перепадам температур. Упакованы в рулоны по 10 штук. Плотность: не менее 0,9 г/см2. Цвет черный. Срок годности не ограничен. Не менее 60 упаковок |
12 |
Средство для уборки санитарных узлов |
Концентрированное моющее средство для очистки санитарных зон с содержанием сульфаминовой кислоты. Подходит для удаления ржавчины, минеральных отложений, следов косметики, мыла и пр. Средство жидкое емкостью 1 л. не менее 58 бутылок. |
13 |
Полироль для мебели, глянцевых поверхностей, деревянной поверхности |
Аэрозоль, емкость 450 мл не менее 35 флаконов
|
14 |
Бумага туалетная |
Бумага туалетная в рулонах на втулке - 2-хслойная, в рулоне - не менее 160 листов, длина рулона не менее-18 м. Туалетная бумага - не менее 10 000 рулонов. Смена бумаги в санузлах ежедневно по 2 рулона в день. |
15 |
Полотенце бумажное |
Двухслойные бумажные полотенца изготовлены из стопроцентной влагостойкой целлюлозы, не содержат макулатуры. Тиснение: наличие Высота: не менее 23 см Длина: не менее 12 м Бумажное полотно разделено перфорацией на листы длиной не менее 20 см. Не менее 375 рулонов |
16 |
Перчатки |
Перчатки нитриловые с удлиненной манжетой, текстурированная поверхность, гипоаллергенные, стойкие к растворам щелочей и кислот, прочные на разрывы, порезы и проколы. не менее 157 пар |
17 |
Ветошь для уборки из микрофибры |
Салфетки универсальные. Протирка без разводов и ворса. Ветошь универсальная для мытья поверхностей впитывает на 20% больше влаги. Высокая долговечность в условиях ручной стирки. Салфетка представлена в 3 цветах (розовая, зеленая, желтая) для разделения зон работ, универсальна - может использоваться как тряпка для пыли. Размер не менее 35х38. Материал: микроволокно. Срок годности не ограничен. Упаковка целлофан Не мене 125 шт. каждого цвета |
18 |
Ветошь для мытья полов из микрофибры |
Тряпка из микрофибры для мытья полов, удаления пыли, грязи и жира с любых поверхностей. Обладает высокой прочностью, прекрасно впитывает, легко отжимается, быстро сохнет. Должна иметь размер не менее 50 см х 70 см., иметь сигнальную маркировку (красный, зеленый, синий) для разделения зон уборки. Срок годности не ограничен, упаковка целлофан. Не мене 110 штук. |
19 |
Емкость для хранения ветоши |
Крышка емкости многоразового использования, в том числе для проведении дез. обработки. Объем не менее 5 л. Не менее 20 шт. |
20 |
Уборочный инвентарь |
Уборочный инвентарь для пола должен быть профессиональный и многофункциональный (швабры для мытья пола, тележки с ведрами и механическим отжимом). Не менее 5 наборов. |
21 |
Щетка для чистки ковров |
Материал пластик, щетина средней жесткости форма в виде утюжка, не менее 10 см. не менее 5 шт. |
22 |
Пылесос для сухой уборки |
Пылесос имеет трубу всасывания, телескопические насадки в комплекте пол/ковер. Без мешка для сбора пыли, потребляемая мощность не менее 2100 Вт, мощность всасывания не менее 460 Вт, длина сетевого шнура не менее 6-м. Не менее 3-х шт. |
23 |
Бахилы |
Прочные, текстурированные не менее 22 500 пар |
24 |
Бесспиртовой кожный антисептик |
Состав: гидроксидихлордифениловый эфир (диклозан) - (0,03_0,01)%; полигесаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ-ГХ) - (0,10_0,01)%, N,N-бис(3-аминопропил)додециламин - (0,15_0,05)%, ЧАС (суммарно) - (0,30_0,03)%, D-пантенол, аллантоин, смесь косметических ПАВ, а также функциональные добавки, смягчающие кожу. Средство активно в отношении грамположительных и грамотрицательных (вкл. синегнойную палочку и микобактерии туберкулеза) бактерий, вирусов, вкл. полиомиелит, гепатиты, грипп, ВИЧ, патогенных грибов. Флаконы 1л с дозатором-помпой не менее 6 штук Канистры 5 л. не менее 6 штук |
Пунктом 23 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты аукционной документации установлено, что Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
"1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
а) наименование страны происхождения товара* в случае, если в пункте 39 настоящего раздела предусмотрено установление условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе;
*Наименование страны происхождения товаров указывается в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001 (Постановление Госстандарта России от 14.12.2001 N529-ст "О принятии и введении в действие общероссийского классификатора стран мира"), в случае если это предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Понятие страны происхождения товара регламентируется положениями части 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного Союза;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) (информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе)".
Согласно письму ФАС России от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 установлено следующее:
"<...>
В соответствии с частью 4 статьи 54.4, пунктом 2 части 3 статьи 66 (за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1), подпунктом 3 части 6 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ (оказании закупаемых услуг), первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации о закупке.
С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Так, например, при выполнении работ по текущему ремонту обои и клей не передаются заказчику, а используются при выполнении работ. Следовательно, в такой ситуации заказчик не вправе требовать от участника закупки указания в заявке конкретных показателей указанных товаров, и надлежащим исполнением требований Закона 44-ФЗ является указание в заявке согласия участника закупки на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией о закупке. При этом в случае, если при выполнении работ по текущему ремонту также производится установка кондиционера, то заказчик вправе требовать указания в заявке на участие в закупке конкретных показателей данного товара, так как кондиционер передается заказчику по результатам выполнения указанных работ, принимается к бухгалтерскому учету заказчика и не является строительным или иным расходным материалом, используемым при выполнении работ, оказании услуг.
<...>".
Комиссией Управления установлено, что указанные в техническом задании используемые препараты, материалы (средство, чистящее с антистатическим эффектом; средство для зеркальных поверхностей, окон; средство с дезинфицирующим эффектом; освежитель воздуха; гель для очистки и дезинфекции раковин, умывальников; чистящее средство для очистки ковровых покрытий от различных видов загрязнений с использованием пылесоса; мыло туалетное; полиэтиленовые мешки для мусора 30 л., повышенная прочность; полиэтиленовые мешки для мусора 60 л., повышенная прочность; полиэтиленовые мешки для мусора 120 л., повышенная прочность; средство для уборки санитарных узлов; полироль для мебели, глянцевых поверхностей, деревянной поверхности; бумага туалетная; полотенце бумажное; перчатки; ветошь для уборки из микрофибры; ветошь для мытья полов из микрофибры; емкость для хранения ветоши; уборочный инвентарь; щетка для чистки ковров; пылесос для сухой уборки; бахилы; бесспиртовой кожный антисептик) не передаются Заказчику, а используются при оказании услуг по уборке помещений.
Таким образом, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в аукционе, ввиду того, что техническим заданием документации об аукционе установлены требования к используемому товару Исполнителем.
При этом, в соответствии с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, заказчик должен устанавливать требование о предоставлении исключительно согласия участников закупки на оказание услуг в соответствии с техническим заданием, в том числе в отношении товаров (материалов), используемых при оказании услуг по уборке помещений.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Так, согласно абзацу 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ установлено, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Вместе с тем, согласно пункту 4.2.1. раздела 4 "Требования к персоналу Исполнителем" Технического задания аукционной документации, Заказчиком установлено, что "Персонал Исполнителя, оказывающий услуги по уборке помещений и обслуживанию гардероба, должен иметь:
4.2.1 Гражданство Российской Федерации, с регистрацией в г. Урай или на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры".
Согласно статьи 65 "Документы, предъявляемые при заключении трудового договора" Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ следует, что "если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса), за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа;
документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;
справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации".
При этом указаний на документы, подтверждающие регистрацию принимаемого на работу лица по месту жительства или пребывания, приведенная норма ТК не содержит.
Также, Комиссия Управления отмечает, что нормативных актов, запрещающих работодателям принимать на работу граждан, зарегистрированных по месту жительства в других регионах (при отсутствии регистрации по месту пребывания), в российском трудовом законодательстве нет.
Таким образом, работодатель не вправе требовать от лиц, принимаемых на работу (либо уже работающих в организации), документы, подтверждающие наличие регистрации по месту жительства или пребывания.
На данном основании, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик установил требования о наличии у персонала Исполнителя регистрации в г. Урай или на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, тем самым ограничив возможность участия в закупке других участников закупки с иной регистрацией места жительства персонала.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок от 30.11.2020 года, отклонение заявок по данному обстоятельству не было, запросов на разъяснения положений по данному пункту Технического задания Заказчику также не поступало.
Кроме того, Комиссией Управления проверены сроки оплаты по выполненным услугам ИП Андрияшкиной Е.В., нарушений сроков оплаты Заказчиком не установлены. На заседании Комиссии, ИП Андрияшкина Е.В. также согласилась, что нарушений в сроках оплаты у Заказчика не было.
Вместе с этим, указанный Заявителем довод о том, что "точное описание было известно только ООО "СВУДИ" он же, ИП Магафурову М.А. другие участники просто отклонялись и не могли принять участие в аукционах, далее заключался контракт по максимальной цене с нужным Поставщиком" также не подтвержден наличием соответствующих документов, а у Управления отсутствуют полномочия по проверке данных обстоятельств.
По доводу о возможных нарушениях статьи 11, статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" участниками торгов, а также закачиком, установлено следующее.
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона о защите конкуренции, признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:
1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;
2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;
3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);
4) сокращению или прекращению производства товаров;
5) отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).
Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Таким образом, соглашение является согласованным выражением воли двух или более участников. Согласованность выражения воли означает, намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками цели, причинно-следственная связь между действиями и соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга.
Статьями 11 и 11.1 Закона о защите конкуренции запрещается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов в форме ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий.
При рассмотрении споров, вытекающих из применения данных антимонопольных запретов, судам необходимо исходить из того, что само по себе взаимодействие хозяйствующих субъектов к общей выгоде, в том числе предполагающее объединение их усилий, взаимное согласование и совместное осуществление действий (бездействие) на товарном рынке (например, заключение договоров простого товарищества для ведения совместной деятельности; привлечение одним хозяйствующим субъектом другого в качестве соисполнителя (субподрядчика) по гражданско-правовому договору; участие хозяйствующих субъектов в решении общих проблем функционирования рынка в рамках деятельности профессиональных ассоциаций), антимонопольным законодательством не запрещается.
Достигнутые между хозяйствующими субъектами договоренности (соглашения), согласованные действия запрещаются антимонопольным законодательством, если целью и (или) результатом соглашений и согласованных действий является недопущение (устранение, ограничение) соперничества хозяйствующих субъектов на товарных рынках (часть 2 статьи 1, пункты 7 и 18 статьи 4 Закона).
С учетом положений пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением хозяйствующих субъектов могут быть признаны любые договоренности между ними в отношении поведения на рынке, в том числе как оформленные письменно (например, договоры, решения объединений хозяйствующих субъектов, протоколы) так и не получившие письменного оформления, но нашедшие отражение в определенном поведении. Факт наличия соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок.
Наличие соглашения может быть установлено исходя из того, что несколько хозяйствующих субъектов намеренно следовали общему плану поведения (преследовали единую противоправную цель), позволяющему извлечь выгоду из недопущения (ограничения, устранения) конкуренции на товарном рынке.
Вместе с тем схожесть поведения нескольких хозяйствующих субъектов сама по себе не является основанием для вывода о наличии между ними ограничивающего конкуренцию соглашения. В этом случае необходимо учитывать, имелись ли иные причины для избранного хозяйствующими субъектами поведения, например, если оно соответствует сформировавшимся (изменившимся) на рынке условиям деятельности, обусловлено одинаковой оценкой ситуации на рынке со стороны хозяйствующих субъектов (данная позиция подтверждается Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства").
Факт заключения антиконкурентного соглашения может быть установлен как на основании прямых доказательств так и совокупности косвенных доказательств, таких как:
- отсутствие экономического обоснования поведения одного из участников соглашения, создающего преимущества для другого участника соглашения, не соответствующего цели осуществления предпринимательской деятельности - получению прибыли;
- заключение договора поставки (субподряда) победителем торгов с одним из участников торгов, отказавшимся от активных действий на самих торгах;
- использование участниками торгов одного и того же IP-адреса (учетной записи) при подаче заявок и участии в электронных торгах;
- фактическое расположение участников соглашения по одному и тому же адресу;
- оформление сертификатов электронных цифровых подписей на одно и то же физическое лицо;
- формирование документов для участия в торгах разных хозяйствующих субъектов одним и тем же лицом;
- наличие взаиморасчетов между участниками соглашения, свидетельствующее о наличии взаимной заинтересованности в результате реализации соглашения.
В ходе рассмотрения обращения по результатам анализа представленных по запросу Ханты-Мансийского УФАС России документов, установлено, что совпадения IP-адресов, хэш-сумм файлов, свойств файлов, контактных данных в поданных заявках участниками, а также контактных данных в личных кабинетах на ЭТП не установлено.
На основании вышеизложенного, в настоящее время у Ханты-Мансийского УФАС России отсутствуют правовые основания для применения мер антимонопольного реагирования в отношении БУ ХМАО-Югры "Урайский комплексный центр социального обслуживания населения".
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пункте 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N331, закреплены аналогичные полномочия Федеральной антимонопольной службы.
В целях исполнения возложенных на него функций антимонопольный орган наделен полномочиями, в том числе по проведению внеплановых проверок, рассмотрению жалоб в отношении субъектов контроля, а также рассмотрение сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) участников торгов.
Вместе с тем, реализация предоставленных антимонопольному органу полномочий по контролю ограничена необходимостью соблюдения установленных в Законе о контрактной системе требований.
Таким образом, рассмотрение иных признаков правонарушений, указанных в рассматриваемых обращениях не входит в полномочия Управления.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая наличие заключенного контракта по вышеуказанной закупке, основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 8, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. В связи с заключенным контрактом обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
4. Направить данное решение сторонам и опубликовать в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 9 июня 2021 г. N 086/06/99-854/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021