Резолютивная часть объявлена 08.06.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 11.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Яндукин А.В. по доверенности N 03 от 07.06.2021, Головенко М.А. по доверенности N 04 от 07.06.2021;
от Уполномоченного органа - Корниенко М.В. по доверенности N 104960/106106 от 26.01.2021, Алембекова Р.Х. по доверенности N 104960/130101 от 26.01.2021,
рассмотрев жалобу ООО "АНГАРА" (ИНН 1001276860 ОГРН: 1131001014660) от 01.06.2021 г. N5070-ИП/21 на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Горсвет", Уполномоченного органа - Администрации города Ханты - Мансийска, при проведении открытого электронного аукциона, предметом которого является, Энергосервисный контракт на услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения (извещение N 0187300015621000053) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "АНГАРА" (ИНН 1001276860 ОГРН: 1131001014660) от 01.06.2021 г. N5070-ИП/21 на действия Заказчика, Уполномоченного органа (извещение N 0187300015621000053).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1. По мнению заявителя, в размещенное Заказчиком техническое задание содержит требование, что светильники должны работать и управляться системой управления АСУНО "Мир-Свет" с диспетчерского пульта.
2. Заявитель считает, что Заказчиком в аукционной документации неправомерно не размещен график доминирования.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с пунктами 1-2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В Техническом задании аукционной документации объектом закупки является Энергосервисный контракт на услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения:
1. Технические и функциональные характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара, товарный знак (при наличии), наименование страны происхождения |
Технические и функциональные параметры товара, по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика или эквивалентность предлагаемого к поставке товара характеристики |
Ед. изм. |
Кол-во |
||
Наименование показателя, технического, функционального параметра и т.п. |
Значение показателя, параметра |
Требования к значению в предложении участника |
||||
1 |
Светодиодный светильник (Тип 1) |
Назначение |
Светильник предназначен для торшерной установки на трубу диаметром 35-60 мм |
Неизменяемое значение |
Шт. |
949 |
Описание |
Светильник должен работать, и управляться существующей системой управления наружным освещением города Ханты-Мансийска АСУНО "МИР-Свет" с диспетчерского пульта |
Неизменяемое значение |
||||
Корпус |
Ударопрочный АБС пластик |
Неизменяемое значение |
||||
Частота, Гц |
45-55 |
Диапазонное значение |
||||
Световой поток, Лм |
Не менее 3 150 |
Точное значение |
||||
Цветовая температура, K |
5000 |
Неизменяемое значение |
||||
Вид климатического исполнения |
УХЛ1 |
Неизменяемое значение |
||||
2 |
Светодиодный светильник (Тип 2) |
Назначение |
Предназначен для консольного крепления на кронштейнах опор диаметром 40-60 мм. Для освещения улиц, дорог, площадей, дворов и т.д. |
Неизменяемое значение |
Шт. |
49 |
Крепление |
Регулируемое консольное крепление в 2-х плоскостях: - Регулировка наклона консоли +/- 75 градусов; - Регулировка в стороны относительно перпендикулярности консоли оси дороги +-45 градусов; |
Неизменяемое значение |
||||
Описание |
Светильник должен работать, и управляться существующей системой управления наружным освещением города Ханты-Мансийска АСУНО "МИР-Свет" с диспетчерского пульта |
Неизменяемое значение |
||||
Частота, Гц |
45-55 |
Диапазонное значение |
||||
Световой поток, Лм |
Не менее 33 020 |
Точное значение |
||||
Цветовая температура, K |
5000 |
Неизменяемое значение |
||||
Тип кривой силы света |
Ш |
Неизменяемое значение |
||||
Вид климатического исполнения |
УХЛ1 |
Неизменяемое значение |
||||
3 |
Светодиодный светильник (Тип 3) |
Назначение |
Предназначен для консольного крепления на кронштейнах опор диаметром 40-60 мм. Для освещения улиц, дорог, площадей, дворов и т.д. |
Неизменяемое значение |
Шт. |
555 |
Крепление |
Регулируемое консольное крепление в 2-х плоскостях: - Регулировка наклона консоли +/- 75 градусов; - Регулировка в стороны относительно перпендикулярности консоли оси дороги +-45 градусов; |
Неизменяемое значение |
||||
Описание |
Светильник должен работать, и управляться существующей системой управления наружным освещением города Ханты-Мансийска АСУНО "МИР-Свет" с диспетчерского пульта |
Неизменяемое значение |
||||
Частота, Гц |
45-55 |
Диапазонное значение |
||||
Световой поток, Лм |
Не менее 23 030 |
Точное значение |
||||
Цветовая температура, K |
5000 |
Неизменяемое значение |
||||
Тип кривой силы света |
Ш |
Неизменяемое значение |
||||
Вид климатического исполнения |
УХЛ1 |
Неизменяемое значение |
||||
4 |
Светодиодный светильник (Тип 4) |
Назначение |
Предназначен для консольного крепления на кронштейнах опор диаметром 40-60 мм. Для освещения улиц, дорог, площадей, дворов и т.д. |
Неизменяемое значение |
Шт. |
82 |
Крепление |
Регулируемое консольное крепление в 2-х плоскостях: - Регулировка наклона консоли +/- 75 градусов; - Регулировка в стороны относительно перпендикулярности консоли оси дороги +-45 градусов; |
Неизменяемое значение |
||||
Описание |
Светильник должен работать, и управляться существующей системой управления наружным освещением города Ханты-Мансийска АСУНО "МИР-Свет" с диспетчерского пульта |
Неизменяемое значение |
||||
Частота, Гц |
45-55 |
Диапазонное значение |
||||
Световой поток, Лм |
Не менее 17 940 |
Точное значение |
||||
Цветовая температура, K |
5000 |
Неизменяемое значение |
||||
Тип кривой силы света |
Ш |
Неизменяемое значение |
||||
Вид климатического исполнения |
УХЛ1 |
Неизменяемое значение |
||||
5 |
Светодиодный светильник (Тип 5)
|
Назначение |
Предназначен для консольного крепления на кронштейнах опор диаметром 40-60 мм. Для освещения улиц, дорог, площадей, дворов и т.д. |
Неизменяемое значение |
Шт. |
104 |
Крепление |
Регулируемое консольное крепление в 2-х плоскостях: - Регулировка наклона консоли +/- 75 градусов; - Регулировка в стороны относительно перпендикулярности консоли оси дороги +-45 градусов; |
Неизменяемое значение |
||||
Описание |
Светильник должен работать, и управляться существующей системой управления наружным освещением города Ханты-Мансийска АСУНО "МИР-Свет" с диспетчерского пульта |
Неизменяемое значение |
||||
Частота, Гц |
45-55 |
Диапазонное значение |
||||
Световой поток, Лм |
Не менее 16 192 |
Точное значение |
||||
Цветовая температура, K |
5000 |
Неизменяемое значение |
||||
Тип кривой силы света |
Ш |
Неизменяемое значение |
||||
Вид климатического исполнения |
УХЛ1 |
Неизменяемое значение |
4.2. Товар должен соответствовать требованиям Постановления Правительства Российской Федерации Утверждены от 31 декабря 2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", N261-ФЗ от 23.11.2009 г. "Об энергосбережении и повышения энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акт в Российской Федерации" - класс энергоэффективности "А" и выше; ГОСТ Р 54814-2018; ГОСТ IEC 62031-2016; Постановления Правительства Российской Федерации N2255 от 24 декабря 2020 г; в соответствии с ГОСТ Р 55705-2013 степень защиты от внешних воздействий - не ниже IP54.
При составлении рассматриваемой документации об электронном аукционе Заказчик руководствовался всеми указанными нормами, поэтому и в Техническом задании описал, что ему требуются светильники, которые будут работать и управляться существующей системой управления наружным освещением города ХантыМансийска АСУНО "МИР-Свет" с диспетчерского пульта.
Из чего следует, что Заказчику нужны светильники, с функцией снижения мощности до 50% с диспетчерского пункта (это и есть команда), а способ передачи управляющих команд происходит по линиям электроснабжения переменного тока путем вырезания разнополярных полуволн питающего напряжения опорной частоты 50 Гц.
На сегодняшний день существует много производителей микроэлектроники, в т.ч. контролеров для управления мощностью светильников.
Исполнитель (заявитель) может выбрать любого производителя, который производит контроллеры или источники питания, поддерживающие работу в сетях с указанным в техническом задании требованиями.
Согласно пояснениям Заказчика, передачи команды о снижении мощности до 50% по линиям электроснабжения переменного тока путем вырезания разнополярных полуволн питающего напряжения опорной частоты 50 Гц, достаточно для совместимости с действующей системой управления наружным освещением города Ханты-Мансийска АСУНО "МИР-Свет".
Если светильник поддерживают функцию снижения мощности и способны принимать команды описанным способом, то они будут совместимы с АСУНО "МИР-Свет".
Это технический процесс, который не требует никаких протоколов и прочих инструкций.
Исполнитель может устанавливать любые устройства, в том числе и датчики, которые смогут выполнить условия технического задания.
Частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не предоставил документы/информацию о невозможности выполнения поставки светильников совместимыми с АСУНО "Мир-Свет".
Более того, на участие в закупке подано две заявки, в связи с чем, Комиссией Управления ограничения конкуренции не выявлено.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с часть 12 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
В соответствии с пунктом 4.3. Технического задания аукционной документации светильники (ТИП 2, ТИП 3, ТИП 4, ТИП 5) должны иметь возможность работы (режим понижения мощности светильника на 50%) под управлением существующей системы управления наружным освещением города Ханты-Мансийска АСУНО "МИР-Свет" с диспетчерского пульта. Взаимодействие программного обеспечения АСУНО "МИР-Свет" и светильников происходит путем передачи управляющих команд по линиям электроснабжения переменного тока способам вырезания разнополярных полуволн питающего напряжения опорной частоты 50 Гц.
Заявитель считает, что понижение мощности светильников на 50 % оказывает существенное влияние на экономию, которую могут заявить или не заявить участники аукциона.
Предложение о сумме рассчитывается из экономии, которая складывается на объекте:
- если заменить светильники мощность вдвое меньшей от устаеовленных без использования диммирования, экономия проекта получится 1- = 50 %. Если допустить возможность диммирования до 50 %, то процент экономии может колебаться в пределах между 50 % и 75 %.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в аукционной документации обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее МНЦК) указаны как:
- иной метод определения начальной максимальной цены контракта в соответствии с п. 12 ст.22 Федерального закона от 05.04. 2013 N 44 - ФЗ, п. 19 ст. 108 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 (ред. от 01.06.2016) "О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)", а именно:
Расчет НМЦК |
Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта рассчитана по формуле, с учетом особенностей определения начальной (максимальной) цены энергосервисных контрактов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636: Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта. Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта составляет 66 304 550,90 руб. (шестьдесят шесть миллионов триста четыре тысячи пятьсот пятьдесят рублей 90 копеек). Расходы Заказчика на поставку энергетических ресурсов (электрической энергии) на объекте Заказчика исходя из объема потребления электрической энергии с января 2020 по декабрь 2020 года - 1 368 797,5 кВт/ч; стоимости 1 кВт-ч - 6,92 рублей на дату размещения извещения и срока действия энергосервисного контракта - 84 месяца (7 лет). Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт. При заключении энергосервисного контракта путем электронного аукциона такой аукцион проводится путем снижения показателя: Предложение о сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и предложенной участником такого аукциона экономией в денежном выражении указанных расходов. |
Обоснование невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен |
Метод сопоставимых рыночных цен невозможно применить, так как работы выполняются для объекта закупки, имеющего индивидуальные характеристики. |
Обоснование невозможности применения нормативного метода |
Нормативный метод невозможно применить в связи с отсутствием требований к нормированию в сфере закупок. |
Обоснование невозможности применения тарифного метода |
Тарифный метод невозможно применить в связи с тем, что предмет закупки не подлежит государственному регулированию. |
Обоснование невозможности применения проектно-сметного метода |
Проектно-сметный метод невозможно применить, так как в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ определен исчерпывающий перечень работ, при котором используется данный метод. |
Обоснование невозможности применения затратного метода |
Затратный метод невозможно применить, в связи с невозможностью определения прямых и косвенных затрат, а так же обычной прибыли по предмету закупки. |
Определение НМЦК |
Начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта рассчитана по формуле, с учетом особенностей определения начальной (максимальной) цены энергосервисных контрактов, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636: Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта. В общую цену Контракта включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту на услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, расходы на упаковку, маркировку, страхование, сертификацию, транспортные расходы по доставке товара до места поставки, затраты по хранению товара на складе Исполнителя, стоимость всех необходимых погрузочно-разгрузочных работ и иные расходы, связанные с поставкой товара. |
Более того, в соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссией Управления установлено, что Заявитель обращался к Заказчику за разъяснениями технического задания аукционной документации, а именно:
1. В приложении N1 к Техническому заданию в Проекте контракта приведен График горения наружного освещения, при этом вместо самого графика приведена таблица с указанием количества часов горения по месяцам, а также имеется утверждение, что "Сторонами согласован нижеуказанный график работы наружного освещения".
Чтобы не вводить участников аукциона в заблуждение просьба указать реальный график включения и отключения наружного освещения, что и должно называться "График горения наружного освещения".
2. Поскольку в Техническом задании фигурирует требование к Осветительным приборам о возможности понижения мощности до 50% под управлением существующей системы управления наружным освещением города Ханты-Майсийска АСУНО "МИР-свет", просим предоставить в конкурсной документации согласованный график диммирования, заложенный в указанной системе управления.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в единой информационной системе размещены Разъяснения положений документации об электронном аукционе от 23.04.2021 N РД1, от 26.04.2021 N РД2, от 27.05.2021 N РД3, из которых следует:
1. В документации об электронном аукционе в разделе II. "Техническое задание" в Приложении 1 к Техническому заданию п. 4. "Режим потребления электрической энергии" указано количество часов работы наружного освещения города Ханты-Мансийска помесячно, тем самым Заказчик подтверждает фактические часы работы наружного освещения, в соответствии с указанной информацией в техническом задании.
Дополнительно сообщаю, что подробная информация о графике включения и отключения наружного освещения имеется в открытом доступе и дополнительно ознакомиться с ней можно по ссылке на официальном сайте учреждения http://gorsvethm.ru/ в разделе информация - График работы наружного освещения на 2021 год - http://gorsvethm.ru/information/docs/grafik2021-2.pdf.
2. В городе Ханты-Мансийске установлена автоматизированная система управления наружным освещением "Мир-Свет", которая обладает функционалом управления наружным освещением, сбора данных по потреблению и мониторингу состояния наружного освещения с диспетчерского пульта. Функционал управления вышеуказанной системы включает в себя: включение и выключение наружного освещения и работу в режиме понижения мощности светильников до 50% с диспетчерского пульта. На основание вышеизложенного Заказчику необходимы светильники (оборудование) с наличием данной функции для использования полного функционала системы. В период срока действия энергосервисного контракта функция режима понижения мощности светильников до 50% с диспетчерского пульта осуществляться не будет. Функция режима понижения мощности будет применяться в дальнейшем после перехода права собственности оборудования Заказчику.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе, условие о графике диммирования не подлежали размещению в составе документации.
На основании вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО "АНГАРА" (ИНН 1001276860 ОГРН: 1131001014660) от 01.06.2021 N5070-ИП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать ООО "АНГАРА" (ИНН 1001276860 ОГРН: 1131001014660) от 01.06.2021 г. N5070-ИП/21 на действия Заказчика - Муниципальное бюджетное учреждение "Горсвет", Уполномоченного органа - Администрации города Ханты - Мансийска, при проведении открытого электронного аукциона, предметом которого является, Энергосервисный контракт на услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения (извещение N 0187300015621000053) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председателя Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 июня 2021 г. N 086/06/33-880/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021