Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 июня 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ИП Горшкова Е.С. на положение документации об аукционе на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля с искусственным покрытием и комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек (идентификационный номер: 315-А-МЗ-02) (номер извещения: 0157300002021000300), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17.05.2021 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля с искусственным покрытием и комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек (идентификационный номер: 315-А-МЗ-02) (номер извещения: 0157300002021000300).
Извещение N 0157300002021000300 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 17.05.2021 10:01.
Начальная (максимальная) цена контракта - 40 800 000,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 01.06.2021 11:00.
Оператор электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ".
01.06.2021 (вх. N548-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 08.06.2021 года в 15 часов 00 минут, с учетом объявленного перерыва в 10 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба в материалах дела).
1. На большую часть оборудования, которое требуется к поставке, Законодателем установлены позиции КТРУ. Следовательно, в соответствии с п.7 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - ПП N145), Заказчик обязан руководствоваться не ст.33 Закона о контрактной системе, а п.4 ПП N145
2. Требования к товарам являются излишне детализированными.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх.N211 от 26.04.2021 года, в материалах дела):
1.Заказчиком был определен предмет аукциона: Поставка комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля с искусственным покрытием и комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек, то есть проведение аукциона направлено на приобретение комплекта, а не отдельных позиций - искусственной травы, ворот, беговых дорожек и так далее, Заказчиком приобретаемому комплекту товаров был присвоен общий код ОКПД2 32.30.15.239 - Инвентарь прочий для занятия спортом или для игр на открытом воздухе, не включенный в другие группировки.
2. Производство и выпуск в оборот указанных в ТЗ товаров не регламентируется специальными и отдельно принятыми государственными стандартами. При этом никаких указаний на конкретного производителя товара и/или на конкретные модели Товара, а также товарные знаки, в ТЗ не содержится. Исходя из положений статьи 33 Закона 44-ФЗ, формирование объекта закупки, как и его описание является правом Заказчика, который при этом должен исходить из своих действительных, обусловленных спецификой его деятельности, потребностей в товарах, работах, услугах.
В результате рассмотрения жалобы установлены следующие нарушения:
1. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N145) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 6 Правил N145 в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил N145, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
По мнению Заявителя, при описании объекта закупки Заказчик должен был использовать в том числе, КТРУ 32.30.15.299-00000077 "Покрытие футбольное искусственное".
Согласно позиции представителя Заказчика, КТРУ не использовано, так как объектом закупки является комплект, а не отдельные товары.
Комиссия Псковского УФАС России, изучив описание объекта закупки, и КТРУ установила, что в каталоге имеется сопоставимо с закупаем товаром (оборудованием) описание например по позиции 2Покрытие футбольное искусственное" 32.30.15.299-00000077, "Ворота футбольные" 32.30.15.113-00000015 и прочее.
При этом, документация об аукционе не содержит обоснование необходимости применения указанных характеристик, что противоречит Закону о контрактной системе и Правилам N145.
Исходя из вышеизложенного, в действиях заказчика содержаться нарушения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и пункта 5 Правил N145, что содержит признаки нарушения части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. В соответствии со статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1 ч.1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной систем, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
При этом, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Между тем к целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Закона о контрактной системе, отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
Установление требований к объекту закупки не должно входить в противоречие с общими принципами Закона о контрактной системе,в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах, эффективность использования бюджетных средств и развитие добросовестной конкуренции, а также нарушать требования статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Учитывая совокупность приведенных норм законодательства, следует, что самостоятельное формирование заказчиком закупки исходя из своих потребностей, не может быть произвольным, это право ограничено требованиями о недопустимости необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а, с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Описания объекта закупки на поставку комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля с искусственным покрытием и комплекта покрытия для легкоатлетических беговых дорожек установлены, следующие требования к товарам: (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Позиция 3 "искусственное футбольное покрытие белого цвета для внутренней разметки для устройства футбольного поля",
Диаметр дренажных отверстий, мм не менее 4 не более 6
Интервал между строчек, мм Не более 16
Толщина нити, микрон не менее 390
Ширина нити, мм не менее 1,25
Количество пучков на 10 см строчки, шт. не менее 14
Количество пучков на 1м2 покрытия, шт. не менее 8 820
Вес ворса, г/м не менее 2 000
Вес первичной основы, г/м2 не менее 200
Нити первичной основы основного направления, шт не менее 110
Нити первичной основы на 10 см утка, шт не менее 63
Вес вторичной основы, г/м не менее 600 не более 800
Позиция 5 "ворота футбольные стационарные (в комплекте с закладными стаканами и сеткой) (ГОСТ Р 55664-2013)",
Толщина нити сетки футбольной, мм не менее 2
Позиция 6 "Покрытие для беговых дорожек (с клеем и краской для разметки)",
Вес, г/м не менее 8 000 не более 9 000
Допустимое отклонение по толщине, мм не более 0,1
В составе цветные ЕПДМ гранулы, фракция, диапазон, мм 1,5-4
Содержание цветных ЕПДМ гранул, % не менее 50
Содержание однокомпонентного полиуретанового связующего, % не менее 9
Толщина, мм не менее 1,25 не более 1,5
Структура поверхности шероховатая соответствие
В составе ЕПДМ гранулы терракотового цвета, фракция, диапазон, мм 0,7-1,5
Содержание ЕПДМ гранул терракотового цвета, % не менее 50
В составе однокомпонентное полиуретановое связующее терракотового цвета соответствие
Содержание однокомпонентного полиуретанового связующего терракотового цвета, % не менее 50
Толщина, мм не менее 1,25 не более 1,5
Количество ЕПДМ гранул терракотового цвета в поставке, кг не менее 1350
Количество однокомпонентного полиуретанового связующего терракотового цвета в поставке, кг не менее 1350
Расход, г/м2 не менее 150 не более 300
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2.3. Инструкции для участников закупки документации об аукционе установлены требования к первой части заявки на участие в аукционе, в том числе обязательное указание конкретных показателей товара (материала), соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Требования заказчика приведены в описании объекта закупки, которое представлено файлом "Описание объекта закупки" аукционной документации. Показатели используемого товара (материала) и их значения установлены заказчиком в таблице "Описание объекта закупки "Поставка комплекта спортивно-технологического оборудования для создания или модернизации футбольного поля с искусственным покрытием и комплекта покрытия для легкоотлетических беговых дорожек".
При формировании заявки для указания значений показателей товара (материала) участник закупки руководствуется информацией, указанной заказчиком в Описании объекта закупки, а именно характеристики, в описании которых используются слова "не менее", "не более" указываются в виде одного конкретного значения, слова "не более" - означает что, в заявке следует предоставить конкретное значение показателя, менее указанного значения или равного ему, слова "не менее" - означает что, в заявке следует предоставить конкретное значение показателя, более указанного значения или равного ему.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, установление в документации о закупке требований к физико-механическим, химическим и иным показателям, которые определяются по результатам проведения испытаний предприятием-изготовителем на каждую партию товара, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявки на участие в аукционе, а также не соответствует требованиям ч. 6 ст. 66 (п. 1 ч. 1 ст. 33) Закона о контрактной системе.
Аналогичный вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2020 N305-ЭС20-5758 и письме ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке".
Поскольку показатели товара, значения которых определяются по результатам испытаний, не могут быть известны участникам закупок до приобретения товара (при этом указание участниками примерных значений таких показателей товара в пределах установленных заказчиком диапазонов не может свидетельствовать о поставке товара с аналогичными показателями) это в свою очередь может привести к представлению участником недостоверной информации о поставляемом товаре.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок показателей, определяемых при изготовлении товаров по результатам проведения испытаний, нарушают ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3.35 Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Горшкова Евгения Сергеевича обоснованной.
2. Установить в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23 и части 6 статьи 66 закона о контрактной системе, пункта 5 Правил N145.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание, об устранении нарушений, путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения аукциона и внесение изменений в документацию об аукционе с учетом настоящего решения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 11 июня 2021 г. N 060/06/33-319/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021