Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ИП Михалева А.А. на действия Заказчика - КГОБУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Артёма" при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (молочная продукция) (извещение N 0320200008521000003) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, а именно указаны показатели товара (упаковка 0,5 л., ПЭТ-бут.; установлено требование соответствия СТО) которые влекут ограничение количества участников закупки.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, заслушав пояснения стороны присутствующей при рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
П.1.1.5 технического задания документации об электронном аукционе установлено, что Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества: остаточный срок годности товара на дату поставки:
- молоко питьевое - не менее 21 дня от общего срока годности, установленного изготовителем/производителем;
- сметана - не менее 80 % от общего срока годности, установленного изготовителем/производителем;
- напиток молокосодержащий ("Снежок") - не менее 5,25 суток от общего срока годности, установленного изготовителем/производителем;
- ряженка - не менее 80 % от общего срока годности, установленного изготовителем/производителем;
- кефир - не менее 80 % от общего срока годности, установленного изготовителем/производителем.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны, в частности, устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий.
По мнению Комиссии, остаточный срок годности таких товаров, установленный в документации должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого продукты питания сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой указанные товары сохраняют свою пригодность для использования по назначению.
Указанная позиция также согласуется с письмом Минэкономразвития России от 20.04.2017 N ОГ-Д28-4653, от 09.06.2016 N ОГ-Д28-7243.
Так, Заказчиком нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, т.к. требования Заказчика об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания, ограничение конкуренции и количества участников закупок.
Действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод заявителя об установлении Заказчиком ограничивающих показателей (фасовка продукта, массовая доля жира и т.п) не нашел своего подверждения в силу следующего.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих государственных функций.
Исходя из анализа положений статьи 33 Закона N 44-ФЗ, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Таким образом, заявленные требования к товару для нужд заказчика установлены, исходя из потребностей заказчика, и необходимы для качественного оказания заказчиком услуг в сфере своей профессиональной деятельности.
Законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а так же требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
Представитель заявителя на заседание Комиссии не явился и не представил документально подтвержденных доказательств того, что установленные требования к товару влекут ограничение количества участников закупки.
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем также не представлены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Михалева А.А. на действия Заказчика - КГОБУ "Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Артёма" при проведении электронного аукциона на поставку продуктов питания (молочная продукция) (извещение N 0320200008521000003) обоснованной в части нарушения Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
2. Признать, что при проведении аукциона допущено нарушение:
- пункта 2 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ, т.к. требования Заказчика об остаточном сроке годности продуктов питания, выраженные в процентах, могут повлечь за собой установление неравных условий для производителей продуктов питания.
3. Выдать заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона N 44-ФЗ, допущенных при проведении открытого аукциона.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 2 июня 2021 г. N 025/06/64-631/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021