Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Интра-Ортопедия" на действия Заказчика - ГУ - Приморское региональное отделение ФСС РФ при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2021 году (извещение N 0220100003921000108) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как установленный порядок оценки по критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе влечет ограничение количества участников закупки.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что конкурсная документация соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Огласив жалобу, заслушав пояснения сторон присутствующих при рассмотрении жалобы, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Законом.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает стоимостные и нестоимостные критерии, в том числе: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Согласно пункту 13 Правил не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящими Правилами критериев оценки (показателей) или их величин значимости. Не допускается использование заказчиком критериев оценки или их величин значимости, не указанных в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Заказчиком в конкурсной документации установлен нестоимостной критерий оценки заявки участника - "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участника закупки") со значимостью критерия - 40%. Данный критерий состоит из двух подкритериев:
1). Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости показателя - 0,4
По данному показателю оценивается: наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объемом выполненных работ (а именно: выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках государственных и муниципальных контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 36 штук.
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 180 штук (протезов).
Таким образом, участником закупки могут быть представлены контракты, по каждому из которых были поставлены протезы в количестве от 36 штук и более. При этом предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 180 штуками.
2). Опыт участника по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема. Коэффициент значимости показателя - 0,6.
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно: выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника. При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом государственном и муниципальном контракте должен быть не менее 16 000 000 (Шестнадцать тысяч) рублей. 00 коп.
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 80 000 000 (Восемьдесят миллионов) рублей 00 коп.
Таким образом, в соответствии с Правилами оценки заявок Заказчик установил следующий порядок расчета нестоимостных критериев:
Участником закупки в качестве подтверждения "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" могут быть представлены:
- контракты, по каждому из которых выполнены работы по изготовлению протезов нижних конечностей в количестве от 36 штук и более. При этом предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 180 штуками;
- контракты, по каждому из которых выполнены работы по изготовлению протезов нижних конечностей на сумму от 16 000 000,00 рублей и более. При этом предельная максимальная сумма выполненных обязательств по всем контрактам при оценке заявок участников будет ограничиваться 80 000 000,00 рублей.
С учетом пункта 28 Правил оценки заявок, в целях снижения разницы между минимальными и максимальными показателями при оценке баллов, Заказчиком установлены предельные необходимые максимальные значения показателей опыта, поскольку при отсутствии данных величин максимальный размер показателя "опыт участника" стремился бы к "бесконечности", так как учитывались бы все исполненные за три года контракты участника. В таком случае у небольших организаций шансы выиграть конкурс были бы минимальны, поскольку разница в баллах достигла бы запредельных значений.
Установление предельных максимальных значений квалификационных характеристик необходимо для расчета баллов по показателям и не приводит к занижению количества присваиваемых баллов участникам, имеющим небольшой опыт, поскольку предельное максимальное количество поставленных протезов по всем контрактам за три года при оценке участников будет ограничиваться верхним пределом, указанным в критериях оценки заявок. Это, в свою очередь, позволяет исключить предоставление неограниченного количества контрактов крупными компаниями и повысить конкуренцию для остальных участников товарного рынка.
Соответственно, установление предельных максимальных значений не ограничивает количество участников, а наоборот расширяет, так как все, что равно или выше этого предельного показателя, получает одинаковое количество баллов. Предельный показатель не является показателем, который участник закупки обязательно должен достичь, он является показателем, ограничивающим количество изделий и суммы контрактов, превышающих данные показатели. При этом подлежит оценке все, что равно и выше минимального показателя (36 шт. протезов и 16 000 000,00 руб.).
Таким образом, довод Заявителя о том, что нестоимостные показатели являются одинаковыми, не находит своего подтверждения, поскольку в качестве доказательства опыта по показателю 2.1. - "опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" участники могут предоставлять любые контракты с необходимым минимальным количеством протезов (стоимостной критерий в п. 2.2 не применяется), а в подтверждение опыта по показателю 2.2 - участники могут предоставлять любые контракты с необходимой минимальной ценой контракта (нестоимостной критерий в п.2.1 не прнменяется), в том числе контракты с дорогостоящими изделиями.
Установление иных минимальных значений показателей, то есть более выгодных условий для потенциальных участников, ранее не справлявшихся с такими объемами выполнения работ, влечет за собой риск неисполнения заключаемого по результатам закупки контракта, и, как следствие, необеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями.
В связи с невозможностью определения объема выполняемых работ, закупка проводится без определения объема. В техническом задании указаны технические характеристики 49 протезов различной комплектации. Таким образом, количество изготовленных протезов будет определено после направления в адрес победителя реестра получателей для снятия мерок и открытия заказов. В связи с чем сопоставить объем работ в условиях документации и критериях оценки заявок не представляется возможным.
Также необходимо отметить, что конкурсная документация не содержит такого основания для отказа в допуске к участию в проводимом конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта выполнения работ по изготовлению протезов нижних конечностей не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении исполнителя.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытый конкурс в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности, иное документально не доказано.
Критерии оценки спорного показателя не препятствуют участию заявителя в конкурсе и не означают невозможность стать победителем, не предрешают исхода закупки.
Стремление Заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
Критерии обоснованы и разумны, если учитывать, что конечными получателями выполненных работ по контрактам являются граждане льготной категории инвалиды, для которых важное значение имеет то, что работы по изготовлению протезов нижних конечностей осуществляет квалифицированный участник, обладающий соответствующим опытом. Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2019 по делу А53-1094/2018).
Материалами арбитражной практики также подтверждается необоснованность довода Заявителя, что Заказчиком в конкурсной документации установлено излишнее требование о предоставлении участниками закупки исключительно государственных и муниципальных контрактов в качестве подтверждения опыта работ. Закон N 44-ФЗ не регламентирует, какие сведения и документы Заказчик вправе требовать для подтверждения квалификации участника.
Согласно части 1 статьи 12 Закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Выполнение работ по изготовлению протезов для обеспечения инвалидов имеет социально значимый характер для получателя протезно-ортопедического изделия. Исходя из этих условий, а также необходимости эффективного расходования бюджетных средств, Заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение данного вида работ, являющегося предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий опыт работы в течение трех лет.
Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких контрактов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.Конкурсная документация не содержит положений, ограничивающих право потенциальных участников закупки принять участие в открытом конкурсе, а также излишних требований, не предусмотренных статьей 31 Закона N 44-ФЗ, к участникам данной закупки.
В случае если участник закупки не предоставляет документы по указанным выше показателям, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с конкурсной документацией.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в конкурсной документации предусмотрел надлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе и тем самым не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интра-Ортопедия" на действия Заказчика - ГУ - Приморское региональное отделение ФСС РФ при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для инвалидов отдельным категориям граждан из числа ветеранов в 2021 году (извещение N 0220100003921000108) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 4 июня 2021 г. N 025/06/54.3-664/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021