Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Интегра" на действия Заказчика - КГКУ "Информационно-технологический центр Приморского края" при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест для ГИС "ТОР КНД" (извещение N 0820500000821003281) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ) так как описание объекта закупки не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе содержит требование которое влечет ограничение количества участников закупки.
Заказчик представил письменные пояснения не согласившись с доводами жалобы и считает, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Также заявитель считает, что документация о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доводы жалобы о возможном нарушении антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном им порядке. Кроме того рассмотрение указанного вопроса не входит в полномочия Комиссии.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об аукционе должна содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностями заказчика.
Комиссия Приморского УФАС России установила, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ по следующим основаниям.
Заявитель указывает, что требование о наличии класса сертификации ФСБ России 1Б в отношении модуля доверенной загрузки ноутбука является избыточным.
Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 12.12.2019 N 836 утвержден Регламент подключения к защищенной сети VipNet государственной информационной системы "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности" (ГИС "ТОР КНД") (далее - Регламент).
Согласно п.2.1. Регламента, подключение к защищенной сети VipNet ГИС "ТОР КНД" осуществляется через выделенный АРМ (автоматизированное рабочее место, в данном случае ноутбук) с установленным программным обеспечением VipNet Client 4, сертифицированным ФСБ по классу защищенности КС 3.
В силу пп.3 п.2.1 Регламента, на АРМ должно быть установлены и настроены программные и аппаратные средства, в частности, аппаратно-программное модуль доверенной загрузки (далее АПМДЗ), сертифицированный по требованиям безопасности информации ФСБ России в соответствии с формуляром ФРКЕ.00116-03 30 01 ФО (далее - Формуляр).
Таким образом, требования к наличию сертификата установлены заказчиком на основании п.2.1. Регламента.
Поскольку ноутбук является переносным рабочим местом, то существует повышенный риск доступа к ГИС "ТОР КНД" посторонних лиц, не уполномоченных на работу с указанной системой. Кроме того, при перемещении ноутбука со стационарного рабочего места (например, в случае выезда работника в командировку) в связи с изменением сети подключения меняется список угроз, блокировку которых обеспечивает АПМДЗ.
В соответствии с Руководящим документом "Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации", утвержденным решением председателя Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации от 30 марта 1992 г. (далее - Руководящий документ) ноутбук относится к группе многопользовательских автоматизированных системы (пользователь и администратор информационной безопасности) в которых одновременно обрабатывается и (или) хранится информация разных уровней конфиденциальности (парольная информация - информация конфиденциальная/ логин пользователя - открытая информация) и в связи с необходимостью обеспечения криптографической подсистемы обеспечения защиты информации Руководящим документом предписано использование только сертифицированных средств криптографической защиты информации (СКЗИ), что соответствует обеспечению класса защиты 1Б.
Следовательно, требования к классу защиты 1Б сертификата ФСБ установлены заказчиком в соответствии с указаниями Руководящего документа.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона N 44-ФЗ, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для нужд заказчика товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы абсолютно всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие товаров с необходимыми характеристиками у одного из участников закупки не может являться признаком ограничения круга участников закупки.
Требования к техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара являются значимыми для заказчика, и по общему правилу указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Документальных доказательств невозможности поставить товар, указанный в документации, заявителем не представлены.
Следовательно, заказчик, описав объект закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России нарушений Закона N 44-ФЗ не выявила.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интегра" на действия Заказчика - КГКУ "Информационно-технологический центр Приморского края" при проведении электронного аукциона на поставку автоматизированных рабочих мест для ГИС "ТОР КНД" (извещение N 0820500000821003281) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 9 июня 2021 г. N 025/06/64-685/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021