Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
проведя внеплановую проверку действий (бездействия) заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области ''Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг''(620014, Свердловская обл., г. Екатеринбург, улица 8 марта, дом 13), уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области(620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на транспортно-логистические услуги для нужд ГБУ СО "МФЦ" по доставке документов, сотрудников и оборудования учреждения (извещение N 0162200011820001534). на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
Свердловское УФАС России проводит внеплановую проверку на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в отношении заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области ''Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг'', уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на транспортно-логистические услуги для нужд ГБУ СО "МФЦ" по доставке документов, сотрудников и оборудования учреждения (извещение N 0162200011820001534).
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
11.08.2020 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162200011820001534 и аукционная документация на транспортно-логистические услуги для нужд ГБУ СО "МФЦ" по доставке документов, сотрудников и оборудования учреждения
Начальная (максимальная) цена контракта составила 104 954 294,88 рублей.
Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки содержится в Части II документации об аукционе. В соответствии с п.6 Описания объекта закупки (Условия оказания услуг):
- 6.1. Исполнитель обеспечивает доставку пакетов документов из офисов МФЦ;
- 6.2. Исполнитель обеспечивает доставку пакетов документов в офисы МФЦ из органов власти и организаций, указанных в п. 6.1, а также сотрудников и оборудования Заказчика по адресу клиентов, с которыми Заказчик заключил договор об оказании услуг, и обратно;
- 6.8. Исполнитель осуществляет доставку сотрудников Заказчика из офисов МФЦ в территориально-обособленные структурные подразделения и обратно:
- из пгт Мартюш в с. Колчедан, с. Покровское, с. Маминское;
- из г. Сысерть в с. Щелкун ,п. Большой Исток, п. Бобровский;
- из г. Камышлов в д.Баранникова, с. Квашнинское, с. Обуховское, пгт Елань;
- из г. Нижние Серги в п. Атиг, п. Михайловск, с. Кленовское, п. В. Серги, п. Дружинино, п. Бисерть;
- из г. Краснотурьинск до ТОСП Рудничный;
- из п. Байкалово в с. Краснополянское;
- из г. Североуральск в п. Черемухово;
- из г. Первоуральск в п. Новоуткинск, п. Билимбай, с. Новоалексеевское;
- из п. Горноуральский в с. Николо-Павловское, с. Петрокаменское.
- 6.9. Исполнитель в период оказания услуги осуществляет поездки (9600 шт.) для доставки сотрудников и оборудования Заказчика из офисов МФЦ к месту приёма документов у клиента Заказчика, с которым Заказчик заключил договор об оказании услуг, и обратно в пределах муниципального образования "город Екатеринбург".
Из вышеизложенного следует, что предметом закупки является как доставка документов и оборудования (груза) для нужд Учреждения, так и перевозка людей (сотрудников Учреждения) для нужд заказчика.
При описании объекта закупки заказчик руководствуется в т.ч. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности "ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (далее - ОКПД2).
ОКПД 2 предназначен в т.ч. для обеспечения информационной поддержки задач, связанных с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме ГБУ СО "МФЦ" использовало код ОКПД2 53.20.11.190 - Услуги по курьерской доставке различными видами транспорта прочие.
Код ОКПД2 53.20.11.190 53.20.11 входит в вид 53.20.11 - Услуги по курьерской доставке различными видами транспорта
Эта группировка включает:
- услуги по сбору, перевозке и доставке, как внутренней, так и международной, писем, бандеролей и пакетов курьерами с использованием одного или нескольких видов транспорта, кроме услуг, предоставляемых в рамках обязательств по предоставлению услуг в зоне всеобщего охвата
Данные услуги могут оказываться с использованием личного или общественного транспорта
Эта группировка также включает:
- услуги велокурьеров по доставке
Эта группировка не включает:
- услуги посыльных по доставке, кроме услуг велокурьеров, см. 53.20.19.
Как следует из вида ОКПД2 53.20.11 в него не входят услуги по перевозке людей транспортном, а также по перевозке оборудования.
Услуги курьерской связи - деятельность по приему, обработке, перевозке (передаче) и доставке (вручению) почтовых карточек, писем, бандеролей, периодических печатных изданий и посылок, выходящая за рамки исключительных прав национального оператора почтовой связи в соответствии с настоящим Законом (Модельный закон о почтовой деятельности).
Вместе с тем, ОКПД2 включает в себя вид 49.39.31 - Услуги арендованных автобусов с водителем
Эта группировка включает:
- услуги по перевозке пассажиров арендованными автобусами с водителями на определенный промежуток времени, обычно не зависящие от расстояния
Арендатор определяет, как и когда будут использоваться транспортные средства, устанавливает расписание, маршруты и решает прочие эксплуатационные вопросы.
По мнению Комиссии Свердловского УФАС России, перевозка людей (сотрудников Учреждения) для нужд заказчика, что в входит в объем обязательства в рамках рассматриваемой закупки, в наибольшей степени соотносится с видом ОКПД2 49.39.31, указания на который ни извещение, ни документация не содержат.
Согласно ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч.2 ст.24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего Федерального закона.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион). В вышеуказанный перечень входят следующие виды экономической деятельности по ОКВЭД2:
49 - Услуги сухопутного и трубопроводного транспорта (кроме кодов 49.1, 49.31.21, 49.39.11, 49.5);
53 - Услуги почтовой связи и услуги курьерские (кроме кода 53.20.11.190).
Из изложенного следует, что вид ОКПД2 49.39.31, в т.ч. применимый к рассматриваемой закупке исходя из ее предмета входит в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Следовательно, ГБУ СО "МФЦ" выбрало способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) применительно к рассматриваемой закупке с учетом ее предмета в нарушение ч.5 ст.24 и ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе.
В данных действиях заказчика содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Антимонопольные требования к торгам установлены ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Согласно ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Конкурсная документация не содержит какого-либо обоснования технологической и/или функциональной взаимосвязи между потребностью ГБУ СО "МФЦ" в курьерских услугах при одновременном осуществлении перевозки сотрудников заказчика.
Курьерские услуги и услуги по перевозке людей относятся к различным видам экономической деятельности согласно ОКПД2, закупки для нужд заказчика по указанным предметам проводятся различными способами определения исполнителя (конкурс, аукцион, запрос котировок по коду ОКПД2 53.20.11.190 и аукцион по коду ОКПД2 49.39.31).
При изложенных обстоятельствах, Комиссия Свердловского УФАС России полагает, что ГБУ СО "МФЦ" безосновательно, в нарушение ч.1 ст.2, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, а также в нарушение ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции объединены в один лот курьерские услуги и услуги по перевозке сотрудников заказчика межу которыми отсутствует технологическая и функциональная взаимосвязь, что ведет к ограничению круга потенциальных участников закупки.
Вышеизложенное подтверждается также единственной заявкой, поступившей на участие в открытом конкурсе в электронной форме от ИП Мильман Б.Л.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе (Протокол рассмотрения единственной заявки от 03.09.2020).
В данных действиях заказчика содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области ''Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг'' выявлены нарушения ч.5 ст.24, ч.2 ст.59, ч.1 ст.2, ч.2 ст.8, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, ч.3 ст.17 Закона о защите конкуренции.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения Свердловской области ''Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг'', уполномоченному органу в лице Департамента государственных закупок Свердловской области, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключенным по итогам проведения открытого конкурса контрактом.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 1 июня 2021 г. N 066/06/99-1961/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2021