Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
рассмотрела жалобу ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" о нарушении заказчиком в лице ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве, по филиалу N 16 (извещение N 0262100002921000137), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" (вх. N 01-16219 от 02.06.2021 г.) о нарушении заказчиком в лице ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве, по филиалу N 16 (извещение N 0262100002921000137) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что незаконные требования Заказчика в части оценки критерий заявок участника открытого конкурса ограничивают право ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ на участие в конкурсе и справедливую оценку нематериальных показателей, что является ограничением конкуренции.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил признать ее необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
27.05.2021 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0262100002921000137 и документация на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве, по филиалу N 16.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 345 053,67 рублей.
Срок окончании подачи заявок 21.06.2021.
В силу п. 1 ч. 1. ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно конкурсной документации описание объекта закупки Описание объекта закупки содержится в Раздел V настоящей документации.
В извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0262100002921000137 и документации на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения застрахованных лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве, по филиалу N 16, при расчёте нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" определяется на основании опыта участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объёма и характера, при этом последний показатель рассчитывается двумя способами с разными коэффициентами значимости и затем суммируется. Фактически два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям.
Согласно п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные ст. 51 Закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
В силу п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительством РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила).
На основании п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть: а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материальнотехническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Согласно п. 28 Правил, оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым п. 11 данных Правил.
Представителями ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации пояснено, что выполнение работ по изготовлению протезов для застрахованных лиц, пострадавших на производстве имеет социально значимый характер для получателя протезно-ортопедического изделия. Исходя из этих условий, а также необходимости эффективного расходования бюджетных средств, заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение данного вида работ, являющегося предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки, имеющий опыт работы в течение 3 лет. Непредставление в составе заявки на участие в конкурсе таких контрактов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Такой подход обусловлен прозрачностью необходимой информации и допустимостью полной проверки указанных данных, содержащихся в заявках (предложениях) участников закупки с информацией, содержащейся в Единой информационной системе в сфере закупок. Данные критерии соответствуют части 1 ст. 32 Закона о контрактной системе и п. 27 Правил оценки заявок.
В настоящее время законодателем установлены специальные условия и порядок обеспечения инвалидов (застрахованных лиц, пострадавших на производстве протезно-ортопедическими изделиями), выходящий за пределы обычного гражданского оборота - обеспечение застрахованных лиц, пострадавших на производстве осуществляется при неукоснительном соблюдении следующих условий: - технические средства реабилитации предоставляются застрахованным лицам, пострадавшим на производстве по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
В силу нормативно-правовых актов технические средства реабилитации передаются застрахованным лицам, пострадавшим на производстве в безвозмездное пользование и не подлежат отчуждению в пользу третьих лиц, в том числе продаже или дарению.
Таким образом, требование о предоставлении контрактов, заключенных в рамках законодательства о контрактной системе, позволяет отделению Заказчика оценивать именно сопоставимые по характеру работы, выполненные в рамках таких контрактов. Контракты, заключенные в рамках законодательства о контрактной системе и документы об их исполнении размещаются на официальном сайте и являются общедоступными, что позволяет проверить наличие опыта, надлежащего (без нарушений сроков и иных условий) исполнения участником закупки контракта. Организации с небольшим опытом работы или опытом работы не по государственным контрактам в свою очередь также могут участвовать в данной закупке, поскольку не устанавливается ограничение для самого участия по указанным критериям.
Таким образом, Комиссией Установлено, что ограничение подтверждения критерия "квалификация участников закупки" только успешным опытом выполнения работ по производству протезов для государственных и муниципальных нужд обусловлено спецификой наличия особого порядка обеспечения инвалидов такими протезами. При изложенных обстоятельствах нарушений Закона о контрактной системе в действиях Фонда социального страхования Российской Федерации не усматривается.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" признать не обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, нарушений Закона о контрактной системе комиссия не усматривает.
3. Заказчику в лице ГУ Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 8 июня 2021 г. N 066/06/33-2060/2021 (ключевые темы: участники закупок - открытый конкурс - конкурсная документация - несчастный случай на производстве - товарный знак)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021