резолютивная часть решения объявлена 03.06.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:,
в отсутствии представителей общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее - заявитель), Администрации с.п. Каменномостское Зольского муниципального района КБР (далее - заказчик) и акционерного общества "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - оператор ЭТП),
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304300042821000001 "Ремонт автомобильной дороги протяженностью 4,1 км (подъезд к озеру Шадхурей) в с.п. Каменномостское Зольского района КБР" (далее - конкурс, закупка), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении конкурса. Согласно жалобе, документация о закупке утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно, заказчиком при рассмотрении заявок будут учитываться только государственные и муниципальные контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системы и Федеральным Законом N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также контракты, заключенные в период с 01.01.2018 г. по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу, признать в действиях заказчика нарушение положений Закона о контрактной системе, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 29 апреля 2021 года было размещено извещение N0304300042821000001 "Ремонт автомобильной дороги протяженностью 4,1 км (подъезд к озеру Шадхурей) в с.п. Каменномостское Зольского района КБР" с начальной (максимальной) ценой контракта - 20 918 367,35 рублей. Согласно извещению N0304300042821000001 "Ремонт автомобильной дороги протяженностью 4,1 км (подъезд к озеру Шадхурей) в с.п. Каменномостское Зольского района КБР" о проведении закупки, дата и время окончания срока подачи заявок 31.05.2021 г. 10:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Конкурсной документации, установлены следующие критерии заявок:
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Показатель 1: "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)".
Значимость показателя: 100 %.
Содержание показателя:
При оценке заявок на участие в открытом конкурсе по данному показателю оценивается (принимается для оценки заявок на участие в открытом конкурсе) контракт (договор), предметом которого является выполнение работ по ремонту, объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), соответствующего виду контракта, заключаемого по результатам закупки.
По данному показателю оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником открытого конкурса в электронной форме государственных или муниципальных контрактов в качестве (лице) генерального подрядчика (исполнителя) в области выполнения работ по ремонту объектов капитального строительства (в том числе линейного объекта). Контракт (договор), должен быть заключен и исполнен в период с 01.01.2018 г. по дату окончания подачи заявок на участие в настоящем открытом конкурсе в электронной форме.
На заседании Комиссии установлено, что при оценке заявок будут учитываться контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системы и Федеральным Законом N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Комиссия отмечает, что сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения опыта работы, положениями Законом о контрактной системе не регламентированы.
Учитывая изложенное, в случае установления данного показателя заказчик вправе оценивать опыт участника закупки сопоставимого характера и объема как по государственным и муниципальным контрактам, так и по гражданско-правовым договорам, в том числе которые заключались в процессе обычной хозяйственной деятельности. При этом следует отметить, что контракты, договоры, которые подтверждают опыт участника закупки, должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.
Следовательно, довод заявителя об установлении заказчиком требований лишь к государственным и муниципальным контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системы и Федеральным Законом N223 "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" нашел свое подтверждение.
Также установлено, что по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" оцениваются исключительно контракты, заключенные и исполненные в период с 01.01.2018 г. по дату окончания подачи заявок на участие в конкурсе, что по мнению Комиссии не ограничивает количество участников и не влечет ограничения конкуренции.
При проведении внеплановой проверки выявлено, что заказчиком при установлении сроков к банковской гарантии нарушены положения ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
В п.8.2 проекта контракта заказчик установлено: "Срок действия банковской гарантии с учетом требований статьи 96 Закона о контрактной системе должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией на три месяца".
Согласно ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст.45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено право заказчика на изменение срока действия банковской гарантии. Следовательно, заказчиком установлено требование, не предусмотренное положениями Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99,105 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной в части.
2.Признать в действиях заказчика нарушения п.8 ч.1 ст.54.3, ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику, оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 7 июня 2021 г. N 007/06/54.3-597/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021