резолютивная часть решения объявлена 08.06.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии:
рассмотрев жалобу ООО "Рентмедика" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении закупки способом электронного аукциона N0104200002121000016 "Поставка не монтируемого оборудования для дооснащения хирургического корпуса ГБУЗ "Центральная районная больница, Прохладненского района" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf с целью недопущения распространения новой короновирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "Рентмедика" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении аукциона.
Согласно жалобе заявителя, документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что ущемляет права и законные интересы ООО "Рентмедика" в сфере предпринимательской деятельности. В техническом задании документации об аукционе предусмотрены требования, в совокупности которым соответствует только один производитель и производимой им медицинской техники, а именно, "Karl Storz", Федеративная Республика Германия, без возможности поставки эквивалентного товара. Действия заказчика, уполномоченного органа в части описания объекта закупки технических параметров, соответствующих единственной модели единственного производителя, нарушает нормы Закона о контрактной системе, а также положения Федерального закона от 26.07.2007 N135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку, постольку при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в частности, посредством создания участнику торгов преимущественных условий участия в торгах.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об аукционе.
В связи с угрозой распространения новой короновирусной инфекции, уведомлением были извещены представители ООО "Рентмедика", заказчика, уполномоченного органа, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "Рентмедика" дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
07 июня 2021 года заказчиком представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "Рентмедика", согласно которым документация об аукционе утверждена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом потребностей заказчика. В описание объекта закупки не включены требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования и места происхождения товара или наименования производителя. Целью закупки является удовлетворение потребностей заказчика, в связи с чем, закупка проводилась не среди производителей, а среди неограниченного круга торгующих организаций - потенциальных участников закупки. В техническом задании документации об аукционе предусмотрены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Приоритет потребности заказчика имеет существенное значение в рамках проводимых закупочных процедур. В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. На основании вышеизложенного, заказчик просит признать жалобу ООО "Рентмедика" необоснованной.
Рассмотрение жалобы ООО "Рентмедика" Комиссией осуществлено 07 и 08 июня 2021 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Рентмедика", в том числе дополнения к жалобе, проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заявителя, заказчика и уполномоченного органа, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России пришла к следующим выводам.
22.04.2021 г. 22:57 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru уполномоченным органом опубликован электронный аукцион N0104200002121000016 "Поставка не монтируемого оборудования для дооснащения хирургического корпуса ГБУЗ "Центральная районная больница, Прохладненского района" (извещение о проведении электронного аукциона - 22.04.2021 г. в 22:57 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении аукциона и документации об аукционе с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 19 612 124,43 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 22.04.2021 г. 22:57 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 02.06.2021 г. 09:00 ч.; Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок - 03.06.2021 г.; Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 04.06.2021 г. в 10:50 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В рамках п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при формировании требования к значениям показателей, характеристик товаров, используемых при поставке по государственному контракту, заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В то же время, включение заказчиком в документацию об аукционе требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Исходя из разъяснений п.18 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, государственный (муниципальный) контракт, заключенный с нарушением требований Закона о контрактной системе и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, ограничение конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, то есть посягающий на публичные интересы и (или) права и законные интересы третьих лиц, является ничтожным.
При этом необходимо учесть позицию, изложенной в п.4 Обобщения судебной практики по спорам, связанным с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2016 г.), в которой сказано, что соответствие технических характеристик, определенных заказчиком в техническом задании, продукции только одного производителя не является безусловным свидетельством ограничения конкуренции при проведении торгов.
В качестве документов и сведений, подтверждающих наличие эквивалента на товарном рынке, относительно характеристики товаров, предусмотренных в техническом задании документации об аукционе, заказчиком представлены письменные пояснения, в которых предусмотрено, что совокупности установленных заказчиком характеристик приобретаемого товара помимо производителя и производимой им медицинской техники, а именно, "Karl Storz", Федеративная Республика Германия, соответствуют Olympus, Richard Wolf, Aesculap.
На рассмотрение жалобы, состоявшимся 07 и 08 июня 2021 года, представителями ООО "Рентмедика" не приложены документы, подтверждающие обоснованность поданной жалобы.
Как разъяснено в п.1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рентмедика" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 10 июня 2021 г. N 007/06/64-607/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021