Резолютивная часть решения оглашена 07.06.2021
В полном объеме решение изготовлено 10.06.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу и проведя внеплановую проверку по жалобе гражданина, при участии в дистанционном режиме:
- представителя ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России Плехановой Е.А., действующего на основании доверенности от 03.06.2021,
- представителя ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России Решетниковой Ю.Ю., действующего на основании доверенности от 03.06.2021,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 31.05.2021 поступила жалоба гражданина на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку продуктов для питания больных в стационаре (сахар-песок) (извещение N 0369100040721000048) (далее - аукцион).
Кроме того, в Челябинское УФАС России 03.06.2020 поступило обращение гражданина об оспаривании указанной закупки.
Согласно представленным документам 24.05.2021 ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 53 932,50 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 01.06.2021.
На момент рассмотрения жалобы и обращения гражданина контракт не заключен.
В жалобе указано, что в документации о закупке в нарушение законодательства о контрактной системе неправомерно установлены требования к сроку предоставления банковской гарантии, а также содержится описание поставляемого товара не в соответствии с требованиями государственного стандарта.
Представители заказчика на заседании Комиссии представили письменные пояснения, с доводами жалобы не согласились, пояснили, что срок действия банковской гарантии указан ошибочно в документации о закупке, тогда как в проекте контракта срок действия банковской гарантии определен от срока исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, в описании объекта закупки дополнительно включена информация о наименовании товара - сахар-песок в целях удобства поиска указанной закупки в единой информационной системе, а также в целях конкретизации потребности заказчика.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в нарушение пункта 8 части 1, части 4 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в пункте 47 информационной карты документации о закупке установлено, что срок действия банковской гарантии обусловлен сроком действия контракта, а не сроком исполнения обязательств, как предусмотрено указанными нормами законодательства о контрактной системе.
Следует отметить, что в пункте 8.4 проекта контракта указано, что срок действия такой банковской гарантии должен превышать предусмотренный настоящим контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, что противоречит положениям пункта 47 информационной карты документации о закупке, и свидетельствует о наличии противоречивой информации в части установления срока действия банковской гарантии.
2. Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В пункте 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 5 Правил N 145.
Согласно пункту 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Кроме того, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, при закупке товаров (работ, услуг) заказчик обязан раскрыть содержание объекта закупки с учетом фактической потребности заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности, соответствующей требованиям действующего законодательства, а также с учетом описания товара, указанного по позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В техническом задании в наименовании товара указано: сахар - песок белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок.
В извещении о закупке товар отнесен к коду по КТРУ: 10.81.12.110-00000004 "сахар белый свекловичный в твердом состоянии без вкусоароматических или красящих добавок".
Более того, ГОСТ 33222-2015 "Межгосударственный стандарт. Сахар Белый. Технические условия" распространяется на белый сахар - пищевой продукт, представляющий собой кристаллизованную, без вкусоароматических добавок сахарозу, полученную в результате переработки сахаросодержащего сырья - сахарной свеклы или тростникового сахара-сырца.
Таким образом, как в каталоге товаров, работ, услуг, так и в соответствии с действующим государственным стандартом используется понятие "белый сахар", вместе с тем в документации о закупке указана дополнительная информация путем указания "сахар-песок", вместе с тем обоснование необходимости применения данного термина, который не предусмотрен ни каталогом, ни действующим государственным стандартом, в документации о закупке отсутствует, в нарушение части 6 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил N 145.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что вопросы, связанные исполнением контракта, в том числе в части ведения реестра контрактов, в силу пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) относятся к функциям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в связи с чем проведение внеплановой проверки в указанной части не относится к полномочиям антимонопольного органа.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы гражданина на действия заказчика обоснованными.
2. По результатам рассмотрения жалобы признать в действиях заказчика нарушения
пункта 8 части 1, части 4 статьи 64, части 3 статьи 96, части 6 статьи 23, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Правил N 145.
3. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе*.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
И.О. Кокшарова
* Решение и предписание размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний" - поиск по N извещения - N жалобы - вкладка "документы"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 июня 2021 г. N 074/06/105-1560/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021