Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Сигма" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Упрдор "Тамань" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь" I этап" (извещение N 0347100003021000005) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком не исполнены требования Предписания N158 по решению N600 по делу N 023-06-54.3-1949-2021 от 23.04.2021 г.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, считает, что конкурсная документация соответствует требования Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУ Упрдор "Тамань" проводился открытый конкурс в электронной форме: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь" I этап" (извещение N 0347100003021000005).
Начальная (максимальная) цена контракта - 657 173 730,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ООО "Сигма" была подана жалоба о нарушении Закона о контрактной системе.
Решением N 600/2021-КС от 23.04.2021 по делу N 023/06/54.3-1949/2021 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд было установлено: "Признать жалобу ООО "СИГМА" обоснованной. Признать в действиях Заказчика - ФКУ Упрдор "Тамань" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1) ч. 1 ст. 31, п. 3) ч. 6 ст. 54.4, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе. Заказчику - ФКУ Упрдор "Тамань" (конкурсной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе". Выдано предписание N158 по делу N 023/06/54.3-1949/2021 от 23.04.2021 г.
В соответствии с п. 2) ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе: выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым 13.05.2021 г. во исполнение требований предписания Федеральной антимонопольной службы России N158 от 23.04.2021 по делу N 023/06/54.3-1949/2021 об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе (далее - Предписание) Заказчиком отменен протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 26.04.2021, внесены изменения в конкурсную документацию с учетом решения N600/2021-КС от 23.04.2021 N023/06/54.3-1949/2021, назначены новые даты: окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе; рассмотрения и оценки первых частей заявок, подачи окончательных предложений и рассмотрения и оценки вторых частей заявок. Дата окончания подачи заявок 28.05.2021 г.
Таким образом, Заказчиком исполнено предписание.
Вместе с тем, в размещенной документации в редакции от 13.05.2021 г. в Приложении N1 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок" указано:
Номер критерия оценки
Наименование критерия оценки заявок
Значимость критерия оценки, %
Коэффициент значимости критерия
1.
Цена контракта
60
0,6
2.
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участника закупки)
40
0,4
Совокупная значимость критериев
100
1,0
Согласно пункту 13.2 раздела 13 Конкурсной документации по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - квалификация участника) под успешно выполненными (оказанными) участником закупки работами (услугами) сопоставимого характера и объема в настоящей конкурсной документации понимаются успешно выполненные работы (оказанные услуги) по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства и/или реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения, исполненные без нарушений сроков, предусмотренных контрактом (договором), и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки, подтвержденные копией контракта либо договора, заключенного участником закупки и надлежаще исполненного за период 5 лет до даты размещения извещения, со всеми приложениями и дополнениями к ним и копиями оформленных Актов выполненных работ (оказанных услуг) по данному контракту (договору). Показатель квалификация участника определяется исходя из представленного в составе заявки участником закупки копии одного контракта, или гражданско-правового договора, со всеми приложениями и дополнениями к ним и копиями Актов выполненных работ (оказанных услуг) по данному контракту (договору).
При оценке предложений участника закупки учитывается опыт успешного выполнения работ (оказания услуг) в качестве подрядчика за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе по контрактам (договорам) по одному Контракту/договору.
Согласно п. 9) ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе предусмотрено, что под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В соответствии с п. 8) ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2003 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Правила).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N1085, утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
П. 11 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В пп б) п. 4 Правил указано, что в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27 1 и 27 4 настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Включение в конкурсную документацию требования по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера по одному контракту/договору, необоснованным и ограничивающим конкуренцию.
Сопоставимый объем работ (услуг) может определяться не только по одному контракту (договору), но и по стоимости успешно выполненных участником закупки совокупности нескольких контрактов (договоров). При этом, в конкурсной документации отсутствует измерение объема сопоставимости контракта (договора).
В пункте 13.2 раздела 19 Конкурсной документации по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" (далее - квалификация участника) под успешно выполненными (оказанными) участником закупки работами (услугами) сопоставимого характера и объема в настоящей конкурсной документации понимаются успешно выполненные работы (оказанные услуги) по осуществлению строительного контроля на объектах капитального строительства и/или реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения, исполненные без нарушений сроков, предусмотренных контрактом (договором), и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника закупки, подтвержденные копией контракта либо договора, заключенного участником закупки и надлежаще исполненного за период 5 лет до даты размещения извещения, со всеми приложениями и дополнениями к ним и копиями оформленных Актов выполненных работ (оказанных услуг) по данному контракту (договору). Показатель квалификация участника определяется исходя из представленного в составе заявки участником закупки копии одного контракта, или гражданско-правового договора, со всеми приложениями и дополнениями к ним и копиями Актов выполненных работ (оказанных услуг) по данному контракту (договору).
При этом Заказчик необоснованно не учитывает опыт по строительству автомобильных дорог, который также может свидетельствовать о сопоставимом характере работ.
Вместе с тем, Законодательство о контрактной системе не требует в качестве подтверждения опыта контракты, исполненные без нарушения сроков, следовательно, требование о предоставлении контрактов/договоров, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Таким образом, применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту закупки и ограничивает возможность таким участникам закупки получить максимальное количество баллов.
Таким образом, разработанный порядок оценки не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта.
В действиях Заказчика усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
На дату рассмотрения жалобы протоколы в ЕИС отсутствуют.
Также Заявитель в жалобе указывает, что в представленной Заказчиком инструкции по заполнению первой части заявки содержится указание о предложении участника открытого конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, что свидетельствует о наличии в положениях конкурсной документации существенных противоречий относительно установленных критериев оценки заявок участников.
С указанным доводом Заказчик не согласился, из пояснений следует, что Наличие указания в конкурсной документации на предложение участника открытого конкурса о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, носит исключительно типовой характер документации открытого конкурса в электронной форме, кроме того, в п. 13.3 Инструкции по заполнению заявки на участие в открытом конкурсе содержится отсылка к Приложению N1 "Порядок и критерии оценки заявок" к конкурсной документации (далее - Приложение N1), согласно которому Заказчик производит оценку заявок.
Ни в Приложении N1, ни в информации (Извещении), размещенной в ЕИС обязательного требования о предоставлении качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки не содержится.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сигма" обоснованной в части нарушения ч. 3 ст. 7, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ Упрдор "Тамань" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУ Упрдор "Тамань" (конкурсной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 7 ст. 19.5 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 215
по делу N023/06/99-2690/2021 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
02 июня 2021 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании своего решения N816/2021-КС от 02.06.2021 г. по делу N023/06/99-2690/2021 принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Сигма" на действия ФКУ Упрдор "Тамань" при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за строительством объекта "Строительство и реконструкция автомобильной дороги А-289 Краснодар - Славянск-на-Кубани - Темрюк - автомобильная дорога А-290 Новороссийск - Керчь" I этап" (извещение N 0347100003021000005) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФКУ Упрдор "Тамань" устранить нарушение ч. 3 ст. 7, п. 8) ч. 1 ст. 54.3, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения закупки;
- внести изменения в извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N023/06/99-2690/2021 от 02.06.2021 г. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников, подавших заявки об отмене протоколов, внесении изменений и разблокировать денежные средства, внесенные участниками в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.
2. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 7-ми рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.
4. В срок до 25.06.2021 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2021 г. N 816/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021