На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
проведена внеплановая проверка в отношении МКУ "АХУ МО Славянский район" при проведении электронного аукциона: "Поставка легкового автомобиля TOYOTA CAMRY (Тойота Камри) (или эквивалент)" (извещение N 0318300225021000175) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение от Славянской межрайонной прокуратуры о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Уполномоченным органом представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об аукционе, заявки участников, письменные пояснения по существу жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - администрацией МО Славянский район проводился электронный аукцион: "Поставка легкового автомобиля TOYOTA CAMRY (Тойота Камри) (или эквивалент)" (извещение N 0318300225021000175).
Заказчик - МКУ "АХУ МО Славянский район".
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 499 000,00 руб.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
На основании ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе гласит, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно Разделу 2 "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке товар:
ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ
на поставку легкового автомобиля TOYOTA CAMRY (Тойота Камри)
(или эквивалент)
N п/п |
Название товара |
Единица измерения |
Количество |
1 |
Легковой автомобиль TOYOTA CAMRY (Тойота Камри) (или эквивалент) |
штука |
1 |
N п/п |
Описание функциональных требований и технических характеристик |
Наличие функций или величина параметра по техническому заданию |
1 |
Год выпуска |
Не ранее 2020 года |
2 |
Тип кузова |
Седан |
3 |
Цвет кузова |
Белый или белый металлик |
4 |
Цвет салона |
Светлый |
5 |
Число посадочных мест (кроме водительского) |
Не меньше четырех мест |
6 |
Габаритные размеры: длина (мм) ширина (мм) высота (мм) |
Не менее 4880 не более 4900 Не менее 1830 не более 1850 Не менее 1450 не более 1470 |
7 |
Колесная база (мм) |
Не менее 2810 не более 2830 |
8 |
Объем топливного бака (л) |
Не менее 60 |
9 |
Тип двигателя |
Бензиновый |
10 |
Привод |
Передний |
11 |
Передние тормоза |
Дисковые, вентилируемые |
12 |
Задние тормоза |
Дисковые |
13 |
Трансмиссия |
Автоматическая не менее 6 ступеней |
14 |
Мощность двигателя (л.с.) |
Не менее 170 не более 200 |
15 |
Рабочий объем двигателя (куб.см) |
Не менее 2200 не более 2500 |
16 |
Полная разрешенная масса (кг) |
Не менее 2000 не более 2100 |
17 |
Снаряженная масса (кг) |
Не менее 1550 и не более 1650 |
18 |
Расход топлива смешанный цикл (л/100 км) |
Не более 8,5 |
19 |
Антиблокировочная система (ABS) |
Наличие |
20 |
Конструкция передних сидений снижающих возможность травмы шеи |
Наличие |
21 |
Подушка безопасности водителя (коленная) |
Наличие |
22 |
Антипробуксовочная система |
Наличие |
23 |
Круиз-контроль с функцией поддержания безопасной дистанции до впереди идущего автомобиля |
Наличие |
24 |
Система автоматического переключения дальнего света на ближний |
Наличие |
25 |
Система контроля и информирования об усталости водителя |
Наличие |
26 |
Система вызова экстренных оперативных служб "Эра Глонасс" |
Наличие |
27 |
Мультифункциональное рулевое колесо с кожаной обивкой |
Наличие |
28 |
Обивка сидений кожей |
Наличие |
29 |
Система курсовой устойчивости |
Наличие |
30 |
Система оповещения о смене полосы движения |
Наличие |
31 |
Система помощи при подъеме по склону |
Наличие |
32 |
Система распознавания и информирования водителя о дорожных знаках |
Наличие |
33 |
Система распределения тормозного усилия |
Наличие |
34 |
Система предупреждения об угрозе фронтального столкновения с функцией автоматического торможения и распознаванием пешеходов |
Наличие |
35 |
Усилитель экстренного торможения (BAS) |
Наличие |
36 |
Фронтальные и боковые подушки безопасности |
Наличие |
37 |
Шторки безопасности |
Наличие |
38 |
Иммобилайзер |
Наличие |
39 |
Сигнализация с датчиками открытия дверей и капота |
Наличие |
40 |
Центральный замок с дистанционным управлением |
Наличие |
41 |
Зеркала заднего вида с обогревом |
Наличие |
42 |
Интеллектуальная система доступа в автомобиль |
Наличие |
43 |
Индикатор низкого уровня омывающей жидкости |
Наличие |
44 |
Подогрев передних и задних сидений |
Наличие |
45 |
Рулевое колесо с подогревом |
Наличие |
46 |
Электрообогрев лобового стекла |
Наличие |
47 |
Электрообогрев форсунок омывателя |
Наличие |
48 |
Боковые зеркала заднего вида с повторителями указателей поворота |
Наличие |
49 |
Боковые зеркала заднего вида с электроприводом складывания и электрорегулировкой |
Наличие |
50 |
Датчик света |
Наличие |
51 |
Датчик дождя |
Наличие |
52 |
Задние и передние датчики парковки |
Наличие |
53 |
Двухзонный климат-контроль |
Наличие |
54 |
Комплект резиновых ковриков для переднего и заднего рядов сидений, багажника |
Наличие |
55 |
Механическая регулировка рулевой колонки по вылету и по наклону |
Наличие |
56 |
Передние и задние электростеклоподъемники с функцией "Авто" |
Наличие |
57 |
Салонное зеркало заднего вида с электрохромным покрытием |
Наличие |
58 |
Стояночный тормоз с функцией автоматической активации |
Наличие |
59 |
Электроусилитель рулевого управления (EPS) |
Наличие |
60 |
Легкосплавные колесные диски с шинами не менее R17 |
Наличие |
61 |
Омыватели фар |
Наличие |
62 |
Полноразмерное запасное колесо на легкосплавном диске |
Наличие |
63 |
Передняя и задняя оптика полностью светодиодная |
Наличие |
64 |
Набор автомобилиста |
Наличие |
65 |
Нижняя решетка радиатора |
Наличие |
66 |
Электрорегулирование пассажирского сидения в 4-х направлениях |
Наличие |
67 |
Камера заднего вида |
Наличие |
68 |
Брызговики передние и задние |
Наличие |
69 |
Мультимедийная система с цветным дисплеем |
Наличие |
Страна происхождения товара: (указывается в заявке участника закупки).
Общие требования
Предъявляемые требования к автомобилю - малые эксплуатационные затраты при высокой отдаче, экономичность, вместительность, комфорт и безопасность. Автомобиль должен быть сертифицирован на соответствие основным требованиям безопасности.
Поставщик осуществляет поставку автомобиля Заказчику собственным транспортом или с привлечением транспорта третьих лиц за свой счет по адресу: Краснодарский край, Славянский район, г. Славянск-на-Кубани, ул. Гриня 213.
Автомобиль должен соответствовать правилам, установленным в Постановлении Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства".
К моменту передачи автомобиля Поставщик должен провести его предпродажную подготовку (проверку и зарядку аккумуляторной батареи (при необходимости); проверку плотности, уровня и, при необходимости, доведение до нормы уровней: охлаждающей жидкости, жидкости в бачках гидропривода тормозов и сцепления, масла в картере двигателя, коробке передач, мостах; проверку крепления колес, рулевого управления, шлангов и магистралей топливной и тормозной системы, ходовой части; проверку и, при необходимости, регулировку направления световых пучков фар; проверку работы приборов освещения, стеклоподъемников, замков дверей, капота), быть чистым. В автомобиле должно быть не менее 20 л моторного топлива.
Выполнение предпродажной подготовки с целью подготовки автотранспортных средств к продаже и эксплуатации осуществляется в соответствии с ГОСТ 37.001.082-92 "Подготовка предпродажная легковых автомобилей".
Поставляемый автомобиль должен быть новым, без технической эксплуатации, не ранее 2020 года выпуска, свободен от прав третьих лиц, не заложен и не состоящий под арестом. Поставка восстановленного, либо снятого с консервации (длительного хранения), либо бывшего в эксплуатации автомобиля не допускается, при этом пробег автомобиля, обусловленный необходимостью его внутри складского перемещения и иных технологических процедур, должен составлять не более 50 км.
На автомобиле не должно быть следов механических повреждений, а также иных несоответствий официальному техническому описанию поставляемой модели, свободно распространяемым на территории РФ, должен быть свободен от любых прав третьих лиц.
На момент поставки Автомобиля Поставщик должен представить Заказчику:
- паспорт транспортного средства;
- руководство по эксплуатации на русском языке;
- сервисную книжку с гарантийным талоном, с отметкой о проведении предпродажной подготовки;
- опись автомобиля, листок комплектации;
- акт приема-передачи, подписанный в 2-х экземплярах;
- товарную накладную, подписанную в 2-х экземплярах;
- счет на оплату;
- два оригинальных ключа от автомобиля;
- копии документов, подтверждающих договорные отношения с производителем товара (копии договоров, дилерских соглашений);
- комплект документов для постановки на учет в подразделениях ГИБДД МВД России.
Товар должен соответствовать установленным стандартам качества, ГОСТу. Качество полученного заказчиком товара, подтверждается сертификатами качества.
Гарантия на новый автомобиль - не менее 3 (трёх) лет или 100 000 км общего пробега, в зависимости от того, что наступит раньше, при условии своевременного прохождения на любой из сертифицированных станций технического обслуживания в сроки, определенные в сервисной книжке, выдаваемой Заказчику при приобретении нового Автомобиля. Срок начинает исчисляться с момента подписания Заказчиком акта сдачи-приемки нового Автомобиля.
Гарантийное обслуживание Товара Поставщиком осуществляется только в Официальном сервисном центре обслуживания автомобилей с использованием только оригинальных запасных частей. Запасные части и расходные материалы, устанавливаемые и применяемые в ходе технического обслуживания и ремонта должны быть новыми, не восстановленными, не бывшими в употреблении.
Поставка автомобиля осуществляется в течение 30 (тридцати) дней с момента заключения муниципального контракта.
Условия поставки: поставка автомобиля производится в рабочее время с понедельника по пятницу с 800 до 1700, по согласованию с Заказчиком не менее чем за 2 (два) рабочих дня до предполагаемой даты поставки товара.
Срок оплаты: в течение 30 дней со дня подписания Заказчиком товарной накладной.
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов. При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В Извещении о проведении электронного аукциона закупки установлено:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Установлены требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5 и 7, 7.1, 9, 10, 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. Декларирование в заявке на участие в электронном аукционе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3-5 и 7, 7.1, 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено требование об отсутствии в Реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица |
||||||||
Ограничения |
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ |
||||||||
|
Согласно п.27 Раздела 1 "Информационная карта" аукционной документации указано:
Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 44-ФЗ |
Присутствуют обстоятельства, допускающие исключение, влекущее неприменение запрета, ограничения допуска согласно постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства": Разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 17.05.2021 N39902/20 |
В п.48 Раздела 9 "Требования к содержанию и составу 1 и 2 частей заявки на участие в электронном аукционе" указано:
Если позиция 27 содержит требования, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 44-ФЗ |
Требования к предоставлению документов не установлены |
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" указано, что свое действие на закупки распространяется после 01.05.2020 г.
Согласно пункту 1 постановления Правительства РФ N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
В силу п.3 ПП N616 установить, что указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 - 71 перечня);
г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня);
д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, Управлением делами Президента Российской Федерации и Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 52 - 57, 73 - 75, 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 - 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Пункт 4 Правил гласит, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В пункте 6 постановления Правительства РФ закреплено следующее: "В целях реализации настоящего постановления: а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции); б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийской промышленной продукции)".
Согласно пункту 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчиком установлен код КТРУ 29.10.22.000 "Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые".
В Перечне промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд указан код:
29.10.2 "Автомобили легковые".
Департаментом автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России (далее - Департамент) 17,05,2021 выдано разрешение на закупку МКУ "АХУ МО Славянский район" следующей продукции: ОКПД2: "29.10.2", ТН ВЭД ЕАЗС; "8703 32", наименование: "Легковой автомобиль".
Вместе с тем, Департаментом рекомендовано при размещении информации о проведении процедур по закупке товара указывать технические характеристики товара, идентичные характеристикам, содержащимся, в заявлении (заявке, поданной посредством ГИСП).
Заказчиком в ЕИС размещен документ обоснование невозможности соблюдения запрета или ограничения о невозможности соблюдения ПП РФ N616.
В заявке, направленной в Департамент указаны следующие характеристики автомобиля: категория или подкатегория транспортного средства (в соответствии с ТР ТС) M1; тип привода, колесная формула -переднеприводная; тип кузова - седан; тип двигателя - бензиновый, мощность двигателя 170-200 лс.; тип коробки передач - автоматическая; пассажировместимость не меньше 4.
Дополнительные требования не указаны.
Вопреки вышеуказанным требованиям законодательства, а также рекомендациям Департамента в документации об электронном аукционе содержатся функциональные, технические, качественные эксплуатационные характеристики легкового автомобиля, руководствуясь которыми участникам закупки возможности поставить аналог автомобиля марки Toyota Camry не имеется, в связи, с детальным перечислением всевозможных технических характеристик транспортного средства, в том числе указанием на данный автомобиль.
Проведенным мониторингом сети "Интернет" установлено, что характеристики, указанные в заявке аналогичны описанию Toyota Camry Престиж Safety.
Славянской межрайонной прокуратурой проведен анализ автомобилей по параметрам схожим с Toyota Camry Престиж Safet. Близкие по основным параметрам к указанной модели KiaK5, Hyndai Sonata, Mazda 6, не соответствуют требованиям, указанным в аукционной документации, по ряду параметров (взяты с официальных сайтов Дилеров в сети Интернет): модель Kia К5 не соответствует требованиям заказчика по следующим параметрам: длина 4905 мм, ширина i860 мм, колесная база 2850 мм, отсутствует система предотвращения фронтального столкновения с функцией предупреждения столкновения при повороте на перекрестке (FCA-JT), система предотвращения выезда из полосы движения. Модель Hyndai Sonata не соответствует требованиям заказчика по следующим параметрам: ширина 1860 мм, колесная база 1840 мм, полная; разрешенная масса 1980 кг, отсутствуют смыватели фар, система распознавания и информирования водителя о дорожных знаках, система оповещения о смене полосы движения. Модель Hyndai Sonata не соответствует требованиям заказчика по следующим параметрам: длина 4870 мм, снаряженная масса 1522 кг, малоразмерное запасное колесо, отсутствует система контроля и информирования об усталости водителя.
Из сравнительного анализа основных технических параметров схожих автомобилей установлено, что ни один из них не соответствует требованиям технического задания заказчика в полном объеме, кроме автомобиля Toyota Camry Престиж Safety.
При этом, Заказчиком не представлено документального подтверждения соответствия характеристик закупаемого товара нескольких производителей.
Согласно ч.2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Таким образом, требования аукционной документации ограничивают количество Участников закупки, что является нарушением Закона о контрактной системе.
На участие в электронном аукционе подана единственная заявка, заявка признана соответствующей аукционной документацией.
Таким образом, МКУ "АХУ МО Славянский район" при описании объекта закупки, установлении технических требований (характеристик) к товару (легковому автомобилю), созданы условия для ограничения количества участников аукциона (конкуренции).
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в действиях Заказчика - МКУ "АХУ МО Славянский район" признать нарушение ч. 3 ст. 7, ч.2 ст.8, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу - АМО Славянский район (комиссии), Заказчику - МКУ "АХУ МО Славянский район" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 4 июня 2021 г. N 023/06/99-2737/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021