Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО НИЦ "Технологии" (далее - Заявитель) на действия МКУ МО г. Краснодар "Электронный Краснодар" при проведении Уполномоченным органом - управлением закупок АМО г. Краснодар электронного аукциона: "Камеры наблюдения цифровые и оборудование коммутационное в сборе для системы видеонаблюдения" (извещение N 0318300119421000730) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует аукционную документацию электронного аукциона, а именно: Заказчиком не был применен КТРУ к закупаемому товару.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом, Заказчиком представлено извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок АМО г. Краснодар проводился электронный аукцион: "Камеры наблюдения цифровые и оборудование коммутационное в сборе для системы видеонаблюдения" (извещение N 0318300119421000730).
Заказчик - МКУ МО г. Краснодар "Электронный Краснодар".
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 523 833,65 руб.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч.1 ст.59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Исходя из содержания ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п.10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно Разделу 8 "Техническое задание" аукционной документации Заказчику требуется к поставке товары:
N п/п |
Наименование товара |
Требования, установленные к качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и к размерам товара, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие товара |
||
Комплектность |
Наименование показателя, технического, функционального параметра, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
||
Наименование товара, входящего в комплект | ||||
1 |
Оборудование коммутационное в сборе для системы видеонаблюдения |
1.1 Коммутатор |
Порты 1000Base-X SFP, шт |
не менее 2 |
Порты 10/100Base-Tx RJ-45, шт |
не менее 6 |
|||
Поддержка питания PoE |
наличие |
|||
Стандарт PoE 802.3af, 802.3at |
наличие |
|||
Мощность на порт, Вт |
не менее 30 |
|||
Модули грозозащиты по питанию 220В |
наличие |
|||
Модули грозозащиты по Ethernet портам |
наличие |
|||
Датчик вскрытия |
наличие |
|||
Гермоввод, шт. |
не менее 8 |
|||
Контроль зависания IP-камер |
наличие |
|||
Управление: SNMP, web, Telnet |
наличие |
|||
Максимальная потребляемая мощность, Вт |
не более 220 |
|||
Минимальная температура окружающей среды, °C |
не более (-40) |
|||
Максимальная температура окружающей среды, °C |
не менее (+50) |
|||
Диапазон напряжения питания (диапазонный показатель), В, не менее |
187 - 246 |
|||
Масса, кг |
не более 3 |
|||
Класс защиты по водо и пыленепроницаемости |
не менее IP66 |
|||
Тип монтажа |
на столб |
|||
1.2 Металлический шкаф |
Совместимость с коммутатором п. 1.1 |
наличие |
||
Масса, кг |
не более 11 |
|||
Элементы крепления для коммутатора п.1.1 |
наличие |
|||
Класс защиты по водо и пыленепроницаемости |
не менее IP54 |
|||
Автомат защиты |
наличие |
|||
Толщина металла, мм |
не менее 1,5 |
|||
Кронштейн для крепления на столб |
наличие |
|||
DIN-рейка |
наличие |
|||
2 |
Камера наблюдения цифровая, купольная |
2.1 PTZ-Камера купольная |
Датчик изображения, дюйм |
не менее 1/2,8 |
Максимальное разрешение, пиксел |
не менее 1920x1080 |
|||
Минимальная освещенность при (F1,6), цвет, лк |
не более 0,06 |
|||
Минимальная освещенность при (F1,6), ч/б, лк |
не более 0,04 |
|||
Поддержка стандарта ONVIF |
наличие |
|||
Максимальная частота кадров при максимальном разрешении, кадр/сек |
не менее 25 |
|||
Количество независимых потоков видео, шт |
не менее 2 |
|||
Поддерживаемые кодеки видео |
H.264 |
|||
Фокусное расстояние, нижний показатель, мм |
не более 4,8 |
|||
Фокусное расстояние, верхний показатель, мм |
не менее 120 |
|||
Кратность оптического увеличения |
не менее 20x |
|||
Диапазон поворота, градусов |
360 |
|||
Сетевой интерфейс 10Base-T / 100Base-TX, разъем RJ-45 |
наличие |
|||
Поддержка протокола SNMP |
наличие |
|||
Поддержка карт памяти 128 Гб |
наличие |
|||
Поддерживаемый стандарт источника питания |
PoE+ |
|||
Потребляемая мощность, Вт |
не более 50 |
|||
Минимальная температура окружающей среды, °C |
не более (-40) |
|||
Максимальная температура окружающей среды, °C |
не менее (+60) |
|||
Класс защиты по водо и пыленепроницаемости |
не менее IP66 |
|||
Цифровой файл для подключения по протоколу ONVIF к профессиональной системе видеонаблюдения Trassir, находящейся в эксплуатации у Заказчика |
наличие |
|||
Масса, кг |
не более 4,0 |
|||
2.2 Кронштейн для крепления на столб камеры купольной |
Тип монтажа |
на столб |
||
Совместимость с купольной камерой по п.2.1. |
наличие |
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД 2.
Поскольку присвоение кодов классификатора ОКПД2 конкретным видам товаров на территории РФ официальными документами не регламентируется, Заказчик определяет код ОКПД2 для закупаемого товара самостоятельно исходя из основных параметров и назначения товара.
При формировании аукционной документации в извещении о проведении электронного аукциона Заказчик установил предмет закупки с кодом ОКПД2:
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ |
Код позиции |
Камеры наблюдения цифровые, купольные |
26.70.13.000 |
Код ОКПД2 26.70.13.000 расшифровывается следующим образом:
Тогда как, указанный Заявителем ООО НИЦ "Технологии" код ОКПД2 26.40.33.110:
- 4. Техника бытовая электронная;
- 33. Видеокамеры для записи и прочая аппаратура для записи или воспроизведения изображения;
- 110. Видеокамеры.
Кроме того, коды ОКПД 2 26.40.33.110 и КТРУ 26.40.33.110-00000010 не включают в себя таких характеристик, как возможность указания диапазона рабочих температур и класса пыле-влаго-защищенности, которые обязательны для камер видеонаблюдения, устанавливаемых на улице и работающих 24/7 в любых погодных условиях, а относится к бытовой электронной технике.
Указанный Заказчиком код ОКПД2 26.70.13.000 не имеет соответствующей позиции в КТРУ, а также в КТРУ нет подходящей под требования объекта закупки позиции, таким образом применяемый заказчиком ОКПД2 позволяет указать требуемые характеристики в соответствии с описанием объекта закупки.
Таким образом, требования Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.20217 N 145 Заказчиком не применялись, в связи с отсутствием позиций в каталоге.
Комиссией по результатам внеплановой проверки установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Пунктом 2 Постановления N 878 установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком не установлено ограничение согласно ПП N878.
Пунктом 2 Порядка установлено, что Обоснование подготавливается Заказчиком при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции в следующих случаях: а) в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке; б) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр и соответствующая тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции. Пунктом 3 Порядка установлено, что Обоснование должно содержать указание на: а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка; б) класс (классы) радиоэлектронной продукции (функционального назначения), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки; в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должна соответствовать радиоэлектронная продукция; г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым радиоэлектронная продукция, сведения о которой включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к радиоэлектронной продукции, являющейся объектом закупки, по каждому наименованию радиоэлектронной продукции (с указанием названия радиоэлектронной продукции), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, являющаяся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка). На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не установлено, поскольку в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке. В связи с чем Заказчиком размещено в ЕИС в составе документации об Аукционе Обоснование, регламентированное Постановлением N 878. Пунктом 2 указанного Обоснования установлено, что в реестре отсутствуют сведения о радиоэлектронной продукции, соответствующей тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке.
Согласно п.4 ПП N878 ""О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установить, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
В п.5 ПП N878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Согласно перечню радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлен следующий КОД:
Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 |
Наименование радиоэлектронной продукции |
|
|
26 |
Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции, классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", в отношении которой постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1746 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен запрет на допуск сроком на 2 года) |
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе Заказчиком в составе аукционной документации отсутствует обосновании о невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании п. 3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО НИЦ "Технологии" необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - МКУ МО г. Краснодар "Электронный Краснодар" нарушение ч.3 ст.7, ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика) не повлияли, предписание не выдавать.
4. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300119421000730).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 июня 2021 г. N 849/2021-КС
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021