Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей ГУ - Астраханское региональное отделение ФСС РФ Егоровой С.Ю. (доверенность от 11.01.2021 б/н), Бектеновой А.Ж. (доверенность от 04.02.2021 N60) и в отсутствие представителя заявителя ООО "Интра-Ортопедия", рассмотрев жалобу ООО "Интра-Ортопедия" на действия государственного заказчика ГУ - Астраханское региональное отделение ФСС РФ при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения: 0225100000121000085), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 04.06.2021 поступила жалоба ООО "Интра-Ортопедия" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГУ - Астраханское региональное отделение ФСС РФ (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения: 0225100000121000085) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения: 0225100000121000085) (далее - конкурсная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
11.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного конкурса и документация об этом конкурсе.
Согласно пункту 8 части статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Так, Заказчиком в приложении 1 к "Информационной карте" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- цена государственного контракта;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с приложением 1 к "Информационной карте" конкурсной документации критерий N2 содержит показатель критерия опыт участника по успешному выполнению работ, согласно которому по данному показателю оцениваются "наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов нижних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 2 штук.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом N44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Не представление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 10 штук
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Kmax < Кпред, - по формуле:
b1 = КЗ х 100 х (Кi/ Kmax),
б) в случае, если Kmax Кпред, - по формуле:
b2 = КЗ х 100 х (Кi/ Кпред)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред- предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя.
2.2. "ОПЫТ УЧАСТНИКА КОНКУРСА ПО УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ПРОТЕЗОВ СОПОСТАВИМОГО ХАРАКТЕРА И ОБЪЕМА"
Оценка показателя (баллы) -100
Коэффициент значимости показателя - 0,6
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый и рублях, в каждом контракте должен быть не менее 1 416 450,00 рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте wwv.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Не представление в составе заявки на участи в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупит, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе.
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
Предельное необходимое максимальное значение показателя - 7 082 250,00 рублей.
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю), определяется по формуле:
а) в случае, если Kmax < Кпред, - по формуле:
b2 = K3x100x(Ki/Kmax)
б) в случае, если Kmax Кпред, - по формуле:
b2 = K3x100x(Ki/ Кпред)
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Кпред - предельно необходимое заказчику максимальное значение показателя".
Заявитель считает, что Заказчик незаконно установил, что в подтверждение опыта можно представить исключительно копии государственных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
Комиссия считает, данный довод обоснованным по следующим основаниям.
На заседании комиссии Управления Заказчиком представлены пояснения о том, что согласно Конкурсной документации по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого характера и объема" к оценке принимаются контракты, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, предметом которых является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей.
Вместе с тем, Управлением установлено, что на официальном сайте www.zakupki.gov.ru также содержатся сведения о закупках, объектом которых является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, проводимых в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Одновременно следует отметить, что ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных.
Установление в качестве критерия оценки наличия опыта выполнения работ по государственным или муниципальным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
При данных обстоятельствах, Управление пришло к выводу, что действия Заказчика в части установления в конкурсной документации о том, что подтверждение опыта работ могут быть представлены участником закупки контрактов на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей, заключенные исключительно в рамках Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3, части 8, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичный правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N308-КГ18-11230 по делу NА32-42845/2017.
Кроме того, согласно конкурсной документации по Критерию 2 к оценке принимаются только контракты (договора), стоимость которых должна составлять не менее 1 416 450,00 рублей.
Однако установление в порядке оценки документации о закупках по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" исключительно минимальной стоимости контракта является ненадлежащим, поскольку документы участника закупки, имеющего опыт исполнения контрактов на меньшую сумму (даже незначительно меньшую), не будут приняты к оценке.
Указанное требование также является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников.
Также, в подтверждение сведений для присуждения баллов по Критерию N2 в составе заявок должны быть приложены копии контрактов, исполненных без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
Однако нарушение участниками закупки сроков и иных условий контрактов, представленные в подтверждение опыта (в т.ч. незначительные нарушения), не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе по Критерию N2, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3, части 8, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Интра-Ортопедия" на действия государственного заказчика ГУ - Астраханское региональное отделение ФСС РФ при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения: 0225100000121000085) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ГУ - Астраханское региональное отделение ФСС РФ нарушившим пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения: 0225100000121000085).
3. Выдать государственному заказчику ГУ - Астраханское региональное отделение ФСС РФ и членам комиссии предписание об устранении допущенных нарушений при проведении электронного конкурса на право заключить контракт на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения инвалидов в 2021 году (номер извещения: 0225100000121000085).
5. Передать материалы дела должностному лицу Астраханского УФАС России, уполномоченному на составление протокола об административном правонарушении, для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 4 июня 2021 г. N 030/06/54.3-752/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.06.2021