Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" Дибаева М.М. (доверенность от 22.01.2021 N8-ЮК), Веселова Н.О. (доверенность от 22.01.2021 N7-ЮК) и в отсутствие представителя заявителя ООО "Джули", рассмотрев жалобу ООО "Джули" на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного конкурса на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки). Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1378+000 - 1384+630. Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1223+000 - 1238+000, Астраханская область (номер извещения: 0318100043421000029), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе; Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.06.2021 поступила жалоба ООО "Джули" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" (далее - Заказчик) при проведении электронного конкурса на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки). Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1378+000 - 1384+630. Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1223+000 - 1238+000, Астраханская область (номер извещения: 0318100043421000029) (далее - электронный конкурс).
По мнению Заявителя, конкурсная документация на право заключить контракт при проведении электронного конкурса на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки). Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1378+000 - 1384+630. Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1223+000 - 1238+000, Астраханская область (номер извещения: 0318100043421000029) (далее - конкурснаядокументация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Заказчик разместил 07.05.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного конкурса и документацию об этом конкурсе.
20.05.2021 Заказчик внес изменения в конкурсную документацию, о чем было размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Согласно пункту 8 части статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает критерий квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 данной статьи и в соответствии с частью 8 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
Так, Заказчиком в пункте 22 раздела "Информационной карте" конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта;
- цена государственного контракта.
В соответствии пунктом 22.1 "Информационной карте" конкурсной документации критерий N1 содержит показатель критерия опыт участника по успешному выполнению работ, согласно которому "Показателем нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки" является опыт участника по успешному исполнению за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке одного контракта, на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, на заключение контракта по выполнению которых проводится настоящий конкурс. Сопоставимым считается объект, соответствующий основному виду работ, на выполнение которых заключается контракт по результатам настоящего конкурса. При этом стоимость такого одного контракта должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
При этом в пунктом 22.1 "Информационной карте" конкурсной документации установлено, что "документами, подтверждающими наличие у участника опыта работ, является копия вышеуказанного исполненного контракта, с приложением справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, копии актов выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного контракта. Указанные документы должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В случае отсутствия в составе заявки участника вышеуказанных информации и документов, а также представления несоответствующих информации и документов, представленная информация при определении показателя не учитывается. Стоимость, указанная участником в сведениях о квалификации и стоимость в копиях оформленных актов выполненных работ, должны быть идентичными. Представляя вышеуказанные контракты с актами выполненных работ (и иными актами, справками) и реестровым номером контракта участник закупки подтверждает выполнение аналогичных техническому заданию по настоящему конкурсу работ".
Таким образом, из содержания конкурсной документации следует, что опыт работ возможно подтвердить только контрактами, имеющими реестровые номера, т.е. заключенными в соответствии Закон 44-ФЗ.
Одновременно следует отметить, что ни объем, ни характер работ, как категории, не могут быть определены в зависимости о того, в чьих интересах они выполняются - публичных или частных.
Установление в качестве критерия оценки наличия опыта выполнения работ по государственным или муниципальным контрактам ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных или муниципальных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют.
На рассмотрении жалобы представители Заказчика пояснили, что в подтверждении опыта можно представлять и договоры, заключенные не в соответствии с Законом 44-ФЗ.
Однако конкурсной документацией такая возможность не предусмотрена, что могло ввести потенциальных участников закупки в заблуждение.
При данных обстоятельствах, Управление пришло к выводу, что действия Заказчика в части установления в конкурсной документации положений о том, что в подтверждение опыта работ могут быть представлены контракты на выполнение работ, заключенные исключительно в рамках Закона о контрактной системе, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3, части 8, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичный правовой подход отражен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N308-КГ18-11230 по делу NА32-42845/2017.
Кроме того, согласно конкурсной документации по Критерию 1 к оценке принимаются только контракты (договора), стоимость которых должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Однако установление в порядке оценки документации о закупках по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" исключительно минимальной стоимости контракта является ненадлежащим, поскольку документы участника закупки, имеющего опыт исполнения контрактов на меньшую сумму (даже незначительно меньшую), не будут приняты к оценке.
Указанное требование также является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе по Критерию N1, нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3, части 8, части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, допущенные нарушения Заказчиком требований Закона о контрактной системе являются существенными и влекут необходимость выдачи предписания об устранении нарушений.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Джули" на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного конкурса на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки). Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1378+000 - 1384+630. Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1223+000 - 1238+000, Астраханская область (номер извещения: 0318100043421000029) обоснованной.
2. Признать государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" нарушившим пункт 8 часть 1 статьи 54.3 и части 8, 9 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного конкурса на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки). Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1378+000 - 1384+630. Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1223+000 - 1238+000, Астраханская область (номер извещения: 0318100043421000029).
3. Выдать государственному заказчику ФКУ Упрдор "Каспий" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного на содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения (устройство защитных слоев, слоев износа и поверхностной обработки). Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1378+000 - 1384+630. Устройство слоев износа на автомобильной дороге Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке км 1223+000 - 1238+000, Астраханская область (номер извещения: 0318100043421000029).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 июня 2021 г. N 030/06/54.3-761/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021