Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
рассмотрев жалобу Терентьева А.А. (далее - Заявитель) на действия Заказчика - МБДОУ "Сеяхинский детский сад "Олененок" (ИНН: 8909002056) при проведении аукциона в электронной форме на поставку посуды, начальная (максимальная) цена контракта - 36 747,00 рублей (извещение N 0190300000421000709) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 3152 от 01.06.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 24.05.2021 18:35 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 01.06.2021 09:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 02.06.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме 03.06.2021.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в документация об электронном аукционе неверно указан срок действия банковской гарантии.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Порядок обеспечения исполнения контракта установлен статьей 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной систем Заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфами 3 и 3.1 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 3 и 4 части 2 статьи 83.1, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51, 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 95 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в разделе 2 проекта контракта аукционной документации установлено неприемлемое условие для участников закупки о том, что Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
2.7. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения контракта не менее чем на 1 месяц. Срок действия указанного обеспечения может быть прекращен до наступления указанного срока в случае досрочного исполнения Поставщиком всех своих обязательств по Контракту. |
Однако данная юридическая конструкция устарела еще в 2019 году и в настоящее время действует иная редакция регулирующей данный вопрос (часть 3 статьи 96 Закона 44-ФЗ) нормы закона:
При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Соответствующие изменения в редакцию текста части 3 статьи 96 Закона 44-ФЗ были внесены Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При этом срок поставки товара у Заказчика согласно Информационной карте
11. |
Сроки поставки товара: |
С момента подписания контракта до 31 июля 2021 года |
Это означает, что срок исполнения обязательств, которые должна обеспечивать банковская гарантия - 31 июля 2021 г. В свою очередь, срок действия контракта установлен в проекте контракта до 30 августа 2021 года.
14. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 14.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до "30" августа 2021 года, а в части взаиморасчетов до полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств. 14.2. Поставка товара осуществляется с момента подписания контракта до 31 июля 2021 года, в рабочие дни (Понедельник - Пятница) с 9-00 до 12-00 и с 14-00 до 17-00 часов. Срок поставки Товара включает в себя срок доставки и срок приемки Товара. |
Это означает, что срок действия контракта превышает срок исполнения основного обязательства.
Очевидно, что срок банковской гарантии не должен отталкиваться от срока окончания контракта, а должен зависеть только от тех обязательств со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя), которые такая банковская гарантия обеспечивает.
Иначе это влечет за собой дополнительные неоправданные затраты участника закупки, поскольку эти два срока как правило различаются из-за того, что кроме обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) контракта существуют ещё и обязательства самого Заказчика, которые покрываются сроком действия всего контракта.
Соответственно, оформление банковской гарантии на срок обязательств или оформление банковской гарантии на более длинный срок действия всего контракта будут иметь разную стоимость комиссионного вознаграждения и уплаты процентов банку.
Таким образом, фактически конкретный срок действия Банковской гарантии, исходя из условий закупки, рассчитать не представляется возможным.
Заказчик в своих возражениях сообщил, что Заявитель не учитывает того, что законодательство разделяет понятия исполнение контракта и гарантийные обязательств, а в последней редакции ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе объединяет, называя их обязательствами (исполнение контракта (основное обязательство по поставке товара), предоставить гарантии на поставленный товар (гарантийные обязательства)). Предоставление обеспечения таких обязательств имеют разный порядок, и подлежат регулированию в рамках контракта опосредовано друг от друга.
Заказчик в свою очередь устанавливает требования к сроку гарантийных обязательств (п. 2.7 Контракта), но не устанавливает требования обеспечить такие обязательства (Раздел 10 Контракта). Сослаться на норму закона, что банковская гарантия устанавливается от срока действия "обязательств" может ввести заблуждение участников, потому как не ясно, что должно обеспечиваться исполнение контракта или гарантийные обязательства, либо такие обязательства должны обеспечиваться вместе.
До внесения последних изменений, срок действия обеспечения устанавливался от срока действия контракта: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц" в редакции Закона о контрактной системе с момента принятия.
Заказчик установил требования к сроку действия банковской гарантии от срока исполнения контракта, а не от срока его действия. Срок исполнения контракта и срок его действия - это разные условия контракта, имеющие разные юридические последствия. С истечением срока действия контракта основные обязательства сторон не прекращаются, в случае если об этом прямо не сказано в условиях контракта. Для такого случая в Законе о контрактной системе предусмотрен порядок замены банковской гарантии с продлением сроков обеспечения исполнения контракта.
Заявитель неверно истолковал нормы права, отождествляет понятия срок исполнения контракта и срок его действия, называет "исполнение контракта" общим, для гарантийных обязательств и исполнения контракта, термином "исполнение обязательств".
Все понятия и термины, применяемые в контракте, взяты из Закона о контрактной системе и не противоречат ему. Установленные в проекте контракта условия "2.7. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения контракта не менее чем на 1 месяц." соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России, проанализировав аукционную документацию установила, что раздел 4 аукционной документации (п. 2.7 проекта контракта), содержит условие: - срок действия банковской гарантии должен превышать срок исполнения контракта не менее чем на 1 месяц.
Вместе с тем, в Законе о контрактной системе прямо указано, что срок банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц.
Таким образом Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и наличии в действиях Заказчика нарушения требований части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
В связи с этим Комиссией принято решение о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Данное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Довод Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Терентьева А.А. на действия Заказчика - МБДОУ "Сеяхинский детский сад "Олененок" (ИНН: 8909002056) при проведении аукциона в электронной форме на поставку посуды, начальная (максимальная) цена контракта - 36 747,00 рублей (извещение N 0190300000421000709), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных (муниципальных) нужд.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица, ответственного за утверждение документации (извещение N 0190200000321003583) о необходимости представить в срок до 23.06.2021 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты;
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 25.06.2021 в 16 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru, to89-gorozheev@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__.>
Члены Комиссии: <__.>
<__.>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 июня 2021 г. N 089/06/64-297/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021