Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
заместитель председателя комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления, |
- Кечин Р.В. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
При участии посредством видеоконферецсвязи: | ||
- Водопьянова И.А. |
- |
представителя МБУ "СШ "Чайка" (доверенность б/н от 03.05.2021), |
рассмотрев посредством видеоконферецсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" (далее также - ООО "Джули", заявитель) на действия Муниципального бюджетного учреждения "Спортивная школа "Чайка" (далее также - МБУ "СШ "Чайка", заказчик) и Администрации города Нижнего Новгорода в лице департамента экономического развития и закупок (далее также - уполномоченный орган) при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортивных объектов, АБК и Городошного павильона на территории МБУ "СШ "ЧАЙКА" по адресу ул. Школьная, 32А в Автозаводском районе г. Н. Новгорода, номер извещения 0132300007521000329,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении заказчиком и уполномоченным органом требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса на право заключения контракта (далее также - конкурс).
По мнению заявителя, документация названного конкурса не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Заявитель на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовал. Доказательства надлежащего уведомления в материалах дела имеются
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признал, считает жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Нижегородского УФАС России, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 30.04.2021 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки - АО "ЕЭТП" - размещены извещение и документация открытого конкурса в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 149 639 160,00 рублей.
2) Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Объектом закупки названного открытого конкурса в электронной форме является: "Капитальный ремонт спортивных объектов, АБК и Городошного павильона на территории МБУ "СШ "ЧАЙКА" по адресу ул. Школьная, 32А в Автозаводском районе г. Н. Новгорода".
В силу пункта 14 конкурсной документации к участникам закупки предъявляются требования, в том числе о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Согласно информации из Единого реестра членов СРО (http://reestr.nostroy.ru/reestr) заявитель не является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заявитель на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих нарушение прав и законных интересов, не предоставил.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Таким образом, жалобу заявителя комиссия Нижегородского УФАС России оставляет без рассмотрения.
3) В рамках проведения внеплановой проверки Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, кроме прочего:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
Согласно части 2 раздела II конкурсной документации "наименование и описание объекта закупки и условия контракта. ПРОЕКТ контрактА" описание объекта закупки устанавливается в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение к документации о конкурсе), которое является неотъемлемой частью настоящей документации.
Проанализировав проектно-сметную документацию, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком, кроме прочего, производится закупка радиоэлектронного оборудования, в том числе камеры видеонаблюдения, мониторы, источники бесперебойного питаня и др.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что конкурсная документация не содержит ограничения и запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также не содержит обоснования неприменения требований Постановления Правительства N 878 от 10.07.2019.
Кроме того, заказчиком в один объект закупки включена радиоэлектронная продукция, подлежащая поставке, включенная в Реестр и не включенная в него, что исключает возможность выхода на закупку участника с продукцией отечественного производителя по ряду закупаемых товаров, что, в свою очередь, ограничивает количество участников и не соответствует положениям части 1 статьи 33, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в рассматриваемом случае нарушены требования частей 1 статьи 14, части 1 статьи 33, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
4) В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать, кроме прочего:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Проанализировав проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемой частью конкурсной документации, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены требования в отношении конкретных торговых знаков, в том числе позиции "Видеорегистратор локальный RVi-1HDR1161M", "Монитор видеонаблюдения BENQ BL2780", "Жесткий диск SEAGATE", "Светодиодный прожектор "Atlant" и т.д.
Товарные знаки и товарные наименования установлены заказчиком без использования формулировки "или эквивалент".
Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил, что конкурсная документация не содержит указания на возможность предложения к поставке товаров, эквивалентных указанных торговым наименованиям.
Кроме того, согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме объектом закупки является Капитальный ремонт спортивных объектов, АБК и Городошного павильона на территории МБУ "СШ "ЧАЙКА" по адресу ул. Школьная, 32А в Автозаводском районе г. Н. Новгорода.
В соответствии с размещенными в составе конкурсной документации локально-сметными рассчетами в ходе исполнения государственного контракта поставляются, в том числе следующие товары и немонтируемое оборудование: "Монитор видеонаблюдения BENQ BL2780", "Жесткий диск SEAGATE", и другие.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно осуществлено объединение в один предмет закупки вышеуказанных товаров совместно с выполнением ремонтных работ, поскольку указанные товары образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, а также не имеют функциональную и технологическую связь между собой, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, по объединению в один лот выполнения работ и поставку немонтируемого оборудования, а также установления требований в отношении конкретных торговых знаков нарушают требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, являются существенными, повлияли на результаты определения поставщика, и в данном случае могут быть устранены только путём аннулирования электронного аукциона
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Жалобу ООО "Джули" на действия МБУ "СШ "Чайка" и Администрации города Нижнего Новгорода в лице департамента экономического развития и закупок при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту спортивных объектов, АБК и Городошного павильона на территории МБУ "СШ "ЧАЙКА" по адресу ул. Школьная, 32А в Автозаводском районе г. Н. Новгорода, номер извещения 0132300007521000329, оставить без рассмотрения.
2. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 14, части 1 статьи 33, части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу и оператору электронной площадки предписание об аннулировании закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии О.Ю. Швецова
Члены комиссии Р.В.Кечин
А.В.Воронков
Исп.Воронков А.В.
тел.8(831)4-31-73-87 вн. 052-706
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 4 июня 2021 г. N 052/06/105-1573/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2021