Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; члены комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Башкирова И.Г. - государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный Медицинский Исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ "НМИЦ ТО" имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России, Заказчик) - Поздеевой Г.Г. (доверенность N 34 от 03.03.2021 г.), Недобоевой О.В. (доверенность N 57 от 02.06.2021 г.), Шибаевой М.А. (доверенность N 33 от 02.03.2021 г.),
в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "МФК "Арфа" (далее - ООО "МФК "Арфа", Заявитель) - Алейникова А.А. (доверенность б/н от 01.10.2020 г.),
рассмотрев жалобу ООО "МФК "Арфа" на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО" имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения Севофлуран (извещение N 0343100000721000147) и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
27.05.2021 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "МФК "Арфа" (вх.2044) на действия Заказчика - ФГБУ "НМИЦ ТО" имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения Севофлуран (извещение N 0343100000721000147). Заявитель в своей жалобе указывает, что при описании объекта закупки заказчик создал условия, ограничивающие количество участников, а именно изложенным в аукционной документации требованиям к товару соответствует только лекарственный препарат с определенным торговым наименованием.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку правомерности действий заказчика, выдать Заказчику предписание.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые приобщены к материалам по рассмотрению данной жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованными.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 19.05.2021 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения Севофлуран (извещение N 0343100000721000147).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 933 863 рублей 00 копеек. Заказчиком является ФГБУ "НМИЦ ТО" имени академика Г.А. Илизарова" Минздрава России.
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая довод Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. В рассматриваемой аукционной документации отсутствуют указания на товарный знак или производителя подлежащей поставке продукции, установлены максимальные и минимальные значения показателей товара, а также показатели, значения которых не могут изменяться, что соответствует требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе устанавливает требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. В связи с чем, Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. В соответствие с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
Согласно Приложению N 2 к документации об электронном аукционе "Описание объект закупки" заказчиком установлены следующие требования к поставляемому товару:
N п/п |
Параметр |
Требуемое значение |
1 |
Международное непатентованное наименование |
Севофлуран |
2 |
Лекарственная форма |
жидкость для ингаляций |
3 |
Дозировка (Дозировка лекарственного препарата может быть конвертирована в иные единицы измерения) |
- |
4 |
Единица измерения |
мл |
5 |
Остаточный срок годности |
не ранее декабря 2022 года |
6 |
Дополнительные характеристики* |
В комплекте с системой типа Quik-Fil (флакон должен быть закрыт специальной укупорочной системой типа Quik-Fil) для имеющегося на балансе у Заказчика наркозно-дыхательного оборудования. |
Количество поставляемого товара: 150 000 мл. (За счет средств федерального бюджета, за счет средств обязательного медицинского страхования)
*В описании объекта закупки указана комплектность флакона с системой типа Quik-Fil в связи с необходимостью совместимости с имеющимися у Заказчика наркозными испарителями с системой заливки Quik-Fil. Севофлуран используется на установленных у Заказчика наркозно-дыхательных аппаратах с закрытой системой, укомплектованной испарителями Севофлурана, предназначенными только для флаконов, оснащенных в заводских условиях специальной укупорочной системой Quik-Fil (штекерно-клапанный тип заливного устройства, образующий единую систему с заливным устройством флаконов, оснащенных соответствующей клапанной укупорочной системой с пружинным возвратом). Требование к оснащению флаконов специальной укупорочной системой Quik-Fil обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемого товара с используемыми Заказчиком испарителями наркозно-дыхательных аппаратов с заправочной системой Quik-Fil и сливным устройством Quik-Fil. Использование Заказчиком флаконов лекарственного препарата, оснащенных укупорочной системой с клапаном и пружинным возвратом, обусловлено наличием специального устройства системы, которая защищает медицинский персонал, не допуская контакта сотрудников, находящихся в операционной, с жидкостью Севофлуран, исключает переливание жидкости из флакона и не требует дополнительного оборудования помещения (например, вытяжные шкафы и прочие).
При этом допускается возможность поставки отдельных компонентов такой комплектации. Участником закупки могут быть предложены к поставке лекарственные препараты с МНН "Севофлуран" во флаконах без специальной укупорочной системы Quik-fil с безвозмездной передачей заказчику соответствующих адаптеров, обеспечивающих работоспособность имеющегося у заказчика оборудования. Поставщик декларирует совместимость адаптеров с флаконом, которая проверяется заказчиком при поставке лекарственного препарата. Совместимость адаптеров с используемыми Заказчиком испарителями наркозно-дыхательных аппаратов (с заправочной системой Quik-Fil и сливным устройством Quik Fil) подтверждается Регистрационным удостоверением Министерства здравоохранения или Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, копия которого должна предоставляться в составе второй части заявки. Адаптеры передаются заказчику в количестиве не менее количества флаконов при каждой поставке. Адаптеры поставляются в оригинальной заводской упаковке, позволяющей их идентифицировать.
Список оборудования Заказчика, для которого закупаются лекарственные препараты с МНН "Севофлуран": испарители севофлурана "Vapor 2000/3000", установленные на наркозно-дыхательных апппаратах "Drger Fabius", "Dr
ger Primus".
Из анализа положений Закона о контрактные системы следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Из изложенного выше следует, что основной целью названного Закона применительно к государственному бюджетному учреждению является удовлетворение потребностей заказчика в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления им своих функций, при соблюдении определенных, установленных этим законом ограничений.
Следовательно, принципы ответственности за результативность обеспечения государственных нужд и эффективности осуществления закупок должны пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
При этом, принципы открытости и прозрачности, а также обеспечения конкуренции не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на закупку товаров с такими качественными (функциональными) характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствует потребностям заказчика, но не могут быть закуплены по причине того, что требуемым характеристикам соответствует товар только одного производителя.
Таким образом, при формировании технического задания, в части установления требований к объекту закупки заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно Приложению N 2 к документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" в описании объекта закупки указана комплектность флакона с системой типа Quik-Fil в связи с необходимостью совместимости с имеющимися у заказчика наркозными испарителями с системой заливки Quik-Fil. Севофлуран используется на установленных у Заказчика наркозно-дыхательных аппаратах с закрытой системой, укомплектованной испарителями Севофлурана, предназначенными только для флаконов, оснащенных в заводских условиях специальной укупорочной системой Quik-Fil (штекерно-клапанный тип заливного устройства, образующий единую систему с заливным устройством флаконов, оснащенных соответствующей клапанной укупорочной системой с пружинным возвратом). Требование к оснащению флаконов специальной укупорочной системой Quik-Fil обусловлено необходимостью обеспечения взаимодействия закупаемого товара с используемыми Заказчиком испарителями наркозно-дыхательных аппаратов с заправочной системой Quik-Fil и сливным устройством Quik-Fil.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России представители заказчика пояснили, что описание объекта закупки аукционной документации составлено с учетом требований законодательства Российской Федерации, а также потребности медицинского учреждения.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России считает отметить, что формирование аукционной документации, в том числе описание объекта закупки, осуществляется заказчиком, которому в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Описание объекта закупки составлено заказчиком в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 г. N 1380 (далее - ПП РФ N 1380).
Дополнительная характеристика "комплектность флакона с системой типа Quik-Fil" установлена в соответствии с потребностями заказчика и не ограничивает право участника закупки закупать и поставлять требуемые заказчику товары.
В соответствии с пунктом 6 ПП РФ N 1380 описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в"-"и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты.
Согласно пункта 5 письма Минздрава России от 14.02.2018 N 418/25-5 "О направлении ответов на часто задаваемые вопросы о лекарственных препаратах для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" форма обоснования определяется заказчиком самостоятельно в зависимости от тех характеристик, которые ему необходимо предусмотреть в документации о закупке.
Из вышеуказанных положений следует, что заказчику дано право включать в документацию технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для качественного, своевременного и безопасного сопровождения основной деятельности медицинского учреждения. Потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им требований к объекту закупки. Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию обоснованных требований к поставленным товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Заказчик осуществляет данную закупку с целью обеспечения функционирования имеющихся наркозно-дыхательных аппаратов "Drger Fabius", "Dr
ger Primus", которые оснащены испарителями с типом заливного устройства, образующим единую систему с заливным устройством флаконов, оснащенных соответствующей укупорочной системой.
Инструкцией по эксплуатации к аппаратам установлена возможность слива анестетика только со сливной системой Quik-Fil. В случае применения не соответствующей заправочной системы или не соблюдения правил заправки и слива анестетика, может быть не достигнуто полное соединение испарителя с бутылью, в результате чего может произойти утечка анестетика (жидкости или паров) в атмосферу.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований законодательства о контрактной системе. Участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый представить товар по характеристикам, отвечающим требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Вместе с тем, положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержит запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, в том числе требования, указанные в спорных позициях.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Косвенным фактом подтверждения отсутствия ограничения конкуренции является тот факт, что в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.05.2021 г. было подано 3 (три) заявки от участников аукциона. Все заявки участников допущены к участию в закупке.
Кроме изложенного, на основании части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
На основании вышеизложенного Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки в аукционной документации на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения Севофлуран (извещение N 0343100000721000147) составлено в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
С учетом вышеизложенного, довод Заявителя о нарушении Заказчиком статьи 33 Закона о контрактной системе признан необоснованным.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе не усматриваются.
В результате проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МФК "Арфа" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии |
_________________ / Иванова А.В. |
Члены комиссии: |
_________________ / Стрижова И.М. |
|
________________ / Башкирова И.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 2 июня 2021 г. N 05-02/113-2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021